Когда в славянской культуре появился образ Снегурочки?


Когда в славянской культуре появился образ Снегурочки?

  • СНЕГУРОЧКА (Снегурка, Снежевиночка) — названа так потому, что родилась из снега. В этом персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега. Не было, говорит сказка, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку — и явилась прекрасная девочка. Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту потянулась вверх легким паром и унеслась в поднебесье.
  • Снегурочка — новогодний персонаж русских легенд, внучка Деда Мороза. Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей. Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики. В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
  • ведические времена верность внучки деду
  • История Снегурочки Снегурочка появляется на детских городских утренниках только после 1935 года, когда в России появляется традиция празднования Нового Года, «советского Рождества» . С тех пор на нее каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. ———- Равноправное значение образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок Снегурочка становится внучкой Деда Мороза, обязательной помощницей в общении с детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. С тех пор взрослые и дети зовут Снегурочку, если вдруг ее нет рядом с Дедушкой. Все иностранные аналоги Деда Мороза обходятся без нее. В свое время журналист Мартин Шеймус увязал популярность Снегурочки в России с национальным обычаем спаивания Деда Мороза: разнося подарки по домам, он, в отличие от Санта Клауса, или Джека Фроста, быстро напивается и потому нуждается в помощнице. На этот счет существует примета: если видишь трезвого Деда Мороза, — это Санта Клаус. Образ Деда Мороза стал известен в России благодаря писателю и князю Владимира Одоевского, который в 1840 — написал рассказ «Мороз Иванович» , который являлся литературной обработкой сказки «Морозко» . И только в 1873 году благодаря пьесе Александра Островского «Снегурочка» Дед Мороз обзавелся молодой помощницей — дочкой, которую позже писатели и поэты «переделали» во внучку. Почему — тоже непонятно. После «репрессий» 1927 — 1935 годов Снегурочка надолго пропала и в качестве постоянной спутницы Деда она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок. Место её рождения сегодня оспаривают два населенных пункта России: Костромская область, где в имении Щелыково Островский написал свою знаменитую сказку, и Санкт-Петербург, где создал свою бессмертную оперу Римский-Корсаков. ——————— В любом туристическом агентстве Костромы вам предложат тур «Кострома — родина Снегурочки» . Крошечное село Щелыково в 120 км от областного центра выбрано «родиной» не случайно — это бывшее имение известного русского драматурга А. Островского (а сейчас музейусадьба) , где он и написал на основе народной сказки пьесу «Снегурочка» . Побороться за столь значительный титул собирались власти города Тихвина Ленинградской области, где русским композитором Римским-Корсаковым была создана опера «Снегурочка» . Однако костромичи одержали верх. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы — аграрной богини, чья смерть необходима для будущего урожая. И, значит, можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки. Она и есть та самая Снегурочка.
  • думается, что появился этот образ во времена Петра Первого, когда Новый Год перенесли на 1 Января…



Предыдущий:

Следующий: