Когда и кем был введён первый гимн России?


Когда и кем был введён первый гимн России?

  • 186….Боже царя храни . автор Львов.
  • Первый исполнялся без слов, был списан с британского при Александре 1.И только в 1833 при Николае 1 появился на слова Жуковского и музыку Львова.
  • Первая официальная попытка создать официальный российский гимн датируется 1833 годом, когда Николай I повелел сочинить его группе поэтов и композиторов. До этого торжественные события сопровождались церковными песнопениями, а при Петре Великом — военными маршами. Уже в конце царствования первого императора, а затем в правление его дочери Елизаветы Петровны начинает использоваться мелодия английского гимна «Боже, храни короля». В конце 1816 года Александр I издал указ об исполнении этой мелодии при встречах императора. В конце XVIII века с ней начинает соперничать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского «Славься», и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая I. В 1833 году по указанию императора Николая I состоялся своего рода закрытый конкурс на новый гимн России. Из поэтов в конкурсе участвовали Нестор Кукольник, Василий Жуковский и некоторые другие, из композиторов — Михаил Глинка, Алексей Львов и пр. В итоге царю угодили Львов и Жуковский: во-первых, звучит как молитва, гимн так и назывался — «Молитва русского народа»; во-вторых, мелодия простая, легко запоминающаяся, а это все любят; в-третьих, текст подобен гимнам европейских монархий. Алексей Федорович Львов — выходец из старинной дворянской фамилии, в его послужном списке — служба в аракчеевских военных поселениях и в качестве секретаря при шефе жандармов графе А. Х. Бенкендорфе. Почти все его музыкальные сочинения канули в Лету, кроме одного — «Боже, Царя храни», благодаря которому в Рождество 1833 года он проснулся знаменитым. Накануне будущий гимн исполнили публично, и сам император аплодировал. Наградой Львову стал чин флигель-адъютанта. Через девять лет он уже генерал-майор свиты его величества, а спустя 40 лет удостоился почетного места на аллегорической картине Репина «Славянские композиторы» между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и пр. Что касается текста, то рассказывают, что Николаю I хотелось, чтобы гимн был гимном из гимнов. Василий Жуковский мучился этой проблемой. Первый стих уже был готов — калька с английского. Жуковскому, по слухам, подсказал Пушкин. Получилось: «Дай на земли / Гордых смирителю, / Слабых хранителю, / Всех утешителю, / Все ниспошли». Михаил Глинка, тоже не последний среди государственных деятелей — он был директором Придворной императорской певческой капеллы, т. е. главным официальным музыкантом России, — предлагал два варианта. Сначала, чтобы государственным гимном России стал заключительный хор из его оперы «Жизнь за царя», некоторое время называвшейся «Иван Сусанин» (теперь она опять «Жизнь за царя») — хор «Славься». Второй вариант — «Патриотическая песня» на стихи Жуковского. Оба были отвергнуты, и Глинка очень расстроился. Принятый в 1833 году гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна стали использовать мелодию «Марсельезы», главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие — не перевод, но не менее революционные: «Отречемся от старого мира». Эта песня оставалась российским гимном и в первые месяцы советской власти. На смену ей пришел «Интернационал», использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, созданный еще в 1936 г. как «Гимн партии большевиков». В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия. После XX съезда КПСС текст, в котором несколько раз упоминался Сталин, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн «песней без слов». Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР. В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой, демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ.
  • История гимнов России Гимны, как торжественные культовые песнопения, зародились в глубокой древности и очень долго оставались таковыми. Использование этого понятия в смысле национального и государственного музыкально-поэтического символа, подобно гербам и флагам, — явление сравнительно недавнее: самому старому национальному гимну (голландский «Вильгельмус ван Нассауве») чуть больше четырех веков, а общепринятой традицией иметь государственный гимн стало в последние двести лет. В России до XVII века торжественные церемонии сопровождались исключительно церковными песнопениями; позже, когда появились «виватные канты» и т. п. , они имели характер «временных» гимнов, т. е. сочинялись для каждого конкретного торжества (коронации, победы) . Особое место, начиная с петровских времен, занимали военные марши, особенно «Преображенский», ставший по сути главным маршем России (позже, вместе с «Громом победы»). Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. С. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная (нецерковная) песнь ежевечерне исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. «Коль славен» быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа. Русские масоны исполняли его как священную песнь в начале заседаний лож. И поныне «Коль славен» знают и любят петь многие православные и протестанты во всем мире. Так что же было первым официальным гимном Российской Империи, еще до львовского «Боже, Царя храни»? Кто не знает — не догадается. В конце XVIII — начале XIX веков в большинстве европейских государств монархов встречали под звуки английского «God save the King» («Боже, храни короля»). Таким образом, британский королевский гимн был самым настоящим «интернационалом» для европейских суверенов (что вполне объяснимо: страны и народы, конечно, все разные, но венценосцы-то в большинстве своем — ближайшие родственники) . В России мелодия «God save the King» стала утверждаться после войны 1812 года, как символ антинаполеоновской коалиции. К тому же, Александр I был большим англофилом (также, гр. Орлов и др.) . В 1815 г. В. А. Жуковский опубликовал слова для этой музыки под названием «Молитва русских»: Боже, Царя храни! Славному долгие дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю — Все ниспошли! В конце 1816 года Александр I издал указ всегда исполнять эту мелодию при встречах императора и утвердил текст Жуковского. Так появился первый официальный государственный гимн России, просуществовавший в этом качестве семнадцать лет. В 1833 году Николай I поручил А. Ф. Львову написать новый гимн. К тому времени Львов был всемирно известным музыкантом (скрипачем, дирижером и композитором) и одновременно заведовал делами императорской квартиры. Сочинив мелодию, он пошел к тому же Жуковскому, (последний, таким образом, задолго до Михалкова удостоился быть автором двух вариантов текста гимна) , который и приспособил под нее заново «Боже, Царя»: Боже, Царя храни. Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам. Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже Царя, Царя храни. Текст вышел несколько слабее предыдущего: вместо «гордых смирителю» появилось грубовато-прямолинейное «на страх врагам», а трогательному «слабых хранителю, всех утешителю» вовсе не нашлось места. Зато музыка, чрезвычайно понравившись царю, стала быстро распространяться по всей России; и не только потому, что активно пропагандировалась «сверху», — Львов действительно, как говорится, «попал в точку»: простая, яркая и запоминающаяся мелодия (и очень короткая — 16 тактов) была прекрасной находкой для гимна и стала признанной классикой этого жанра.



Предыдущий:

Следующий: