Когда и где впервые появились арабески вид орнамента?


Когда и где впервые появились арабески вид орнамента?

  • В широком смысле слова это вообще всякий усложнённый, витиеватый, изысканно-орнаментальный стиль; у этого слова несколько значений. 1) Арабеска — особый вид орнамента, возникший в мусульманском искусстве. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет; построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов — геометрических фигур или растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться отдельные изображения животных, птиц, людей, фантастических существ, а также надписи. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты» . Куббат ас- Сахра (Купол скалы) на Храмовой горе в Иерусалиме. Образец декоративного искусства — цветные мозаики мечети. Они украшают аркаду и высокий барабан купола. На золотом фоне изображены стилизованные растения, вьющиеся по сторонам орнаментированных ваз. Крупный узор синих, красных, зеленых кубиков стекловидной массы — смальты напоминает драгоценное изделие. По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной» . Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания или ковре, на переплете рукописи, керамике или ювелирном изделии. Памятники Шахи-Зинды недаром считают творением не только мастеров архитектуры, но и мастеров гончарного искусства — их керамические облицовки не знают себе равных на всем мусульманском востоке. На фото — каллиграфическое посвящение, изображенное над входом в гробницу ансамбля Шахи-Зинда. Арабеска строится по принципу бесконечного развития и ритмического повтора геометрических или растительных мотивов, имеет измельчённый характер рисунка, поэтому воспринимается как сплошной узор «коврового стиля». Она может включать изысканную графику арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения. Этот орнамент возник на арабском Востоке, получил распространение в Византии, в средневековом романском и готическом искусстве украшения рукописных книг, а затем, в 14-15 вв. , под влиянием испано-мавританского искусства, в орнаментальной гравюре и итальянской майолике эпохи Возрождения. Шедевры эпохи Возрождения из майолики. Майолика — итал. блюда, вазы, аптекарские банки, различная посуда для домашнего употребления и комнатного убранства, архитектурные украшения и вообще изделия всякого рода из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью и раскрашенные огнеупорными красками. Название таких изделий произошло от о-ва Майорки (Maiolica — имя острова, смягченное итальянским народным произношением) , откуда в 1115 г. были впервые вывезены генуэзцами, как военная добыча в борьбе их с пиратами, испано-мавританские керамические сосуды, послужившие для итальянских гончаров образцами при их опытах производства. В дальнейшем термин «арабеска» получил более узкое значение (им стали называть только растительный орнамент восточного происхождения) , а «мореской» (исп. moresque — мавританский) — геометрический.
  • Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд. Таким образом, появился новый тип орнаментальной композиции – арабеска, позволившая украшать как культовые, так и светские постройки. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства. Бесчисленное множество композиций, которое можно обнаружить как на внешних стенах, так и внутри мусульманских построек свидетельствует о том, что при создании очередного арабескового орнамента мастер руководствовался логически-строгим и математически выверенным узором и полетом своей фантазии, которые в рамках дозволенного исламом отнюдь не кажутся ограниченными. http://www.bestreferat.ru/referat-18614.html ·



Предыдущий:

Следующий: