Какие существуют легенды и мифы о вечнозелёном растение омела и у каких народов?


Какие существуют легенды и мифы о вечнозелёном растение омела и у каких народов?

  • В Европе омела была объектом суеверного поклонения с незапамятных времен. Легенды, связанные с ней, существуют в скандинавской мифологии (Младшая Эдда) . чтили омелу галлы и италийцы – об этом известно еще из текстов Плиния Старшего. Друиды – так галлы называли своих кудесников – считали, что нет ничего священнее омелы, особенно если она произрастает на дубе. Срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная – не коснуться земли. Цветущее растение, выросшее без корней, не на земле, а прямо на дереве, расценивалось, очевидно, как нечто сверхъестественное, свалившееся прямо с неба, некий божий дар. Коснувшись земли, это небесное растение подверглось бы осквернению и лишилось своей небесной силы. Правильно же добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии, отличнейшим образом исцеляла язвы (стоило больному пожевать кусок этого растения, а другой кусок приложить к больному месту) , да и вообще была верным средством против любого яда. Кроме того, она помогала забеременеть женщинам – если те носили ее при себе, да и скотовод мог рассчитывать на ее помощь, если в его стаде оказывались бесплодные животные. Разумеется, из омелы можно было приготовить и неплохую отраву – если она попадала в руки колдуна, задавшегося такой целью. Представления об омеле как о волшебном и лекарственном растении сохранялись у многих народов Европы до недавнего времени. У жителей Гольштинии считалось, что омела, особенно выросшая на дубе, врачует любые свежие раны и обеспечивает удачу на охоте. Крестьяне Лакона, на юге Франции, использовали ее как универсальное противоядие, прикладывая к животу больного или давая ему выпить отвар. В швейцарском кантоне Аару омелу, добытую с соблюдением примерно таких же, как и у друидов, правил, считали универсальным средством от детских болезней. Друидическое название омелы – «всецелитель» – сохраняется в разговорной речи жителей Бретани, Уэльса, Ирландии и Шотландии. В Швеции до сих пор верят, что омела помогает при эпилепсии, для чего больные стараются иметь при себе ножи с рукоятью, сделанной из основания стволика омелы. В Германии с этой же целью вешали детям на шею куски омелы, во Франции использовали отвар из ржаной муки и омелы, собранной в день святого Иоанна. В Англии и Голландии вплоть до XVIII в. омелу против приступов падучей рекомендовали известные врачи – по их рецептам лекарство готовилось из высушенных ягод, растертых определенным образом с вином. Применялась и применяется омела как лекарственное средство и в нашей народной медицине. В виде порошков, мазей, компрессов и примочек, отваров и ванн ее используют как кровоостанавливающее и вяжущее средство, а также болеутоляющее, глистогонное, при женских болезнях, желудочно-кишечных кровотечениях, при геморрое. Применяют омелу для лечения хронических незаживающих ран, язв и нарывов. Чай из омелы пьют при плохом самочувствии, упадке сил и головокружении. В настоящее время омела белая официально признана лекарственным растением. Установлено, что ее листья содержат различные органические кислоты, алкалоиды, сахара, ацетилхолин, смолистые вещества, жирные масла, спирты, аскорбиновую кислоту, каротин. Препараты из листьев омелы оказывают успокаивающее действие, улучшают сердечную деятельность. В официальной медицине они используются для повышения диуреза при заболеваниях почек, для снижения артериального давления при гипертонической болезни, для усиления деятельности сердца, как успокаивающее и в других случаях. Как мы помним, друиды использовали омелу для лечения не только людей, но и животных. Включена она и в современные списки ветеринарных препаратов, где используется со сходными целями: при нефритах, для понижения давления, для остановки кровотечения, в том числе при родах. Омелу используют и как кормовое р
  • В Швеции во время рождества подвешивают омелу в проёме двери и пары целуются под омелой, что б не остаться на всю жизнь одному, а найти свою половинку. Мужчина когда поцелует женшину, срывает 1 ягодку. Как не осталось ягод на омеле, так и поцелуи закончились. Кельтийские друиды верили что омелиа имеет сверхестественные силы и она считалась священной, особо которая росла на дубе. Раньше считали что омелия приносила жизнь и плодородие, защишала от ядов и повышала сексуальные способности. В Скандинавской мифологии омела имеет магические свойства и защищает от темных сил, которые особо активны в рождество, поэтому омелу подвешивали над дверьми что б она предохранила от нечистой силы. Целование под омелой происходит со времен греческих фестивалей – Saturnalia. В Скандинавии омела символ мира. Сегодня считается что омела приносит счастье и благословение, если её подвесить на потолке или в проёме дверей. Пары которые оказались под омелой, должны целоваться. Перевод со Шведского: http://www.kungsbackatradgardsvanner.se/arkiv/tips/2005/2005_12_03_misteltips.htm
  • Родовое название от латинского viscum — птичий клей; латинское albus — белый. Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания. Маги древних галлов — друиды — поклонялись ей. По сообщению Плиния, причиной этого было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве. В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла» , сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки. Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства. Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри» , предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людам, ни животным. Омела — вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др. ) описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания Омелаы. Вергилии в «Энеиде» (VI) сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь Омелы («золотую ветвь») , приносит её в жертву Просерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом (ср. отражение соответствующего сюжета в картинах Дж. М. У. Тёрнера «Золотая ветвь» , «Эней и Сивилла — Авернское озеро» , «Озеро Неми») . Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания Омела друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника (этот обычай Фрейзер связывал с ритуальным убийством царя растительности) . В развитие идеи Фрейзера в Омела растущая на яблоне литературе высказывалось мнение о срезании Омелы с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об Омеле можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба. В мифопоэтическом сознании Омела, вероятно, могла связываться и с солнцем: именно этой связью можно объяснить обычай срезать Омелу во время летнего и зимнего солнцестоянии, соотносимых соответственно с жизнью и смертью (ср. смерть скандинавского Бальдра от прута из Омелы) . В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона — Иксиос, т. е. букв, «омеловый» (от греч. «омела») . Широко распространённый обычай целоваться под Омелой на рождество часто рассматривают как пережиток фаллических ритуалов (ср. близкие по времени сатурналии) или отражение некоторых архаичных свадебных обрядов (двойные листья или ягоды Омелы обычно символизируют высшую плодотворную потенцию и т. п. , иногда небесных близнецов; кельтские друиды почитали ягоды Омелы как оплодотворяющую росу божественного происхождения) . Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.



Предыдущий:

Следующий: