Какие легенды связаны с крапивой? Что символизирует это растение в разных странах?

Какие легенды связаны с крапивой? Что символизирует это растение в разных странах?

  • Крапива — растение, основное свойство которого — жечь, жалить, колоть (ср. названия: рус. жигучка, укр. жалива, бел. жигливка и т. п. ) (Конрад: собственно, слово Крапива и означает «то, что оставляет мелкие пятна, крап») . В народной культуре играет роль оберега и отгонного средства; причисляется к «дьявольским» растениям, соотносимым с «чужим» миром; вместе с тем наделяется символикой плодородия. Согласно легендам, Крапива произошла из проклятых или грешных людей либо выросла на месте их гибели. О Крапиве в народе говорили, что ее посеял дьявол и она проклята Богом (украинцы) . У южных славян первую Крапиву ели для сохранения здоровья на весь год. В Боснии на Пасху причащались вином и хлебом (по-христиански) , а потом Крапивой. У болгар и сербов, когда в Юрьев день первый раз ели Крапивы, произносили формулы отгона болезней и пожелания здоровья. В Страстную субботу болгары варили Крапиву и мазали крапивой крупный рогатый скот, чтобы он не бесновался. Апотропейные свойства Крапивы широко использовались для защиты от болезней, порчи, нечистой силы, стихийных бедствий, несчастий. У южных славян в Юрьев день Крапиву клали на ночь под голову, украшали ею голову, опоясывались ею, хлестали себя и друг друга Крапивой; затыкали Крапиву в цепь очага, чтобы никогда не угас огонь и не опустел дом и т. п. В день Ивана долгого (1/14. VI) у русских водили хороводы, участники которых жгли друг друга Крапивой, желая избавиться от болезней. Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов; перед купанием в реке в воду бросали Крапиву для защиты от русалок (восточные славяне) , держали в руках Крапиву как оберег от водяного (чехи) ; на Русальной неделе для охраны от русалок Крапиву зашивали в пояс (болгары) ; в окна домов бросали Крапиву с приговором: «Крапива в дом, а клоп вон» (Русский Север) . При первом выгоне стада на пастбище в день св. Георгия южные славяне перед ритуальным доением украшали зеленью и Крапивой загоны для овец, всю молочную посуду, белорусы процеживали молоко через пучок Крапивы, доили скот через венок из Крапивы, украинцы Закарпатья бросали Крапиву в подойник, «чтобы овцы не болели» , «чтобы скотине, как и крапиве, ничто не вредило» . Для обилия молока, сметаны, масла крапивой кормили скот, натирали вымя коровам и овцам (сербы) ; горшки для молока, маслобойку мыли мочалкой, сделанной из Крапивы, после чего ее сжигали, чтобы злой человек не похитил «спор» (К: удачу) (чехи, словаки) . Для защиты скота от ведьм накануне дня Ивана Купалы Крапиву затыкали в щели скотных дворов; вешали коровам на лоб венки из Крапивы (поляки) ; переводили скот через кучу Крапивы (восточные славяне) . Охранные и продуцирующие свойства Крапивы использовались в аграрных обрядах: в посевное зерно клали корень Крапивы, который после сева закапывали посреди поля (сербы) . На гряды капусты сажали выкопанную с корнем Крапиву, приговаривая: «Крапива червям, а капуста нам» (Забайкалье) . Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали Крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. Крапивой украшали дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы (Болгария) . Крапиву использовали в колдовстве и магии: ее сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя ее веником из Крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях девочки ударяли взрослых девушек по ногам Крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж (македонцы) . (Конрад: В целом видно, что Крапива – растительный эквивалент Огня) Негативная символика Крапивы отражена в поверьях: обильно разросшаяся Крапива осмыслялась как предвестие смерти, запустения, разрухи. В народных песнях запустелые дворы поросли крапивой, вдова сравнивается с сухой Крапивой . Представления о Крапиве как о растении «чужого» , «дикого»,
  • Народные названия: крапива, жалюга, жгучка, жалива, жегала, стреканка, стрекава, костырка, кострика, спорекуша, ветрень (чуваш.) , серипалакс (мордов.) , сейзир, кирткен (киргиз.) , егиндж, тчинтчари (груз. , арм.) , поцелуй холостяка (эстон. ) Накануне Иванова дня крестьяне собирают жгучую крапиву и кладут на окнах и порогах домов, чтобы наверняка отдалить от себя ведьм, леших и нечистых духов. Крапива – символ уколов любви и страдания, символ жизни, полной отчаяния. В то же время на Руси считалось, что крапиву может спокойно срывать руками только невинная девушка, то есть растение считалось еще и символом невинности. Греки считали крапиву афродизиаком, она входила в состав любовных напитков. В Х веке из неё делали канаты, холсты и шили паруса. Из корней крапивы можно получить желтую краску, а из ее листьев – зеленый пищевой краситель. Одно из самых известных литературных произведений, где упоминается крапива — это сказка Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» . Единственный способ, которым Эльза могла спасти своих заколдованных братьев — это сплести для них кольчуги из стеблей крапивы… Существует поверье, что крапива растет на местах гибели проклятых или грешных людей. На Украине бытовала легенда о том, что крапиву посеял сам дьявол, и она проклята Богом. Существует такая легенда: Молодой парень, Павко, женился, а жена его невзлюбила младшую сестру Павки, Олёнушку. Решила она Олёну со свету сжить. Сначала перерезала жена горло любимому соколу Павки, затем зарезала вороного коня, обвиняя во всем Олёнушку. Но Павко прощал любимую сестру. Тогда жена решилась на страшное дело — она убила собственного маленького сына. Помутился разум у Павки, привязал он родную сестру к конскому хвосту да и размыкал по чисту полю. Где упало сердце Олёнушки, выросли маки, где синие глаза — там васильки, где русые косы протянулись — золотая розга выросла, а где сама упала — церковь поднялась, словно из-под земли выросла. Через некоторое время молодая жена заболела и попросила Павку отвезти ее в церковь. Только по дороге начало ее тело на части распадаться. Где тело упало — там болото пролегло, а где кровь пролилась — там крапива выросла. Понял тогда Павко, что напрасно сестру загубил, да уж поздно было… Крапива обладает довольно сильным магическим потенциалом. Наибольшую силу имела взрослая, но еще не старая крапива. Это растение используется в защитной магии и в зельеварении, входя в состав многих целебных зелий. Листья ее подкладывали под подошвы ботинок или сапог, чтобы нечисть не смогла утащить человека в свой мир. Крапивными вениками подметали пол в доме, чтобы прогнать злых духов и «вымести» негативную энергию. Из стеблей крапивы сплетали коврики для прихожей. Считалось, что если человек пришел в дом с нехорошими намерениями, то, постояв на крапивном коврике, он утратит всю свою силу. Окуриванием веточкой крапивы снимали сглаз. Если смешать сушеную крапиву с солью, то такой оберег защитит вас от темной магии. Кроме этого, крапива входила в древние эликсиры молодости и красоты. Если в вашем доме есть маленький ребенок — положите в углу его комнаты несколько листочков крапивы. Она прогонит детские страхи, а малыш будет лучше спать и реже болеть. Кроме того, крапива может усилить в человеке определенные качества: храбрость, мужество, инициативность, честность. Для этого нужно в качестве амулета носить с собой засушенный листик крапивы. Считалось, что это растение может уберечь воина в бою и принести ему победу. В наибольшую силу крапива входит при растущей Луне. Однако, чтобы это растение стало вам помощником, его необходимо рвать непременно самостоятельно, не боясь и не злясь на ожоги.
  • в славянской мифологии.. . НАКАНУНЕ Иванова дня крестьяне собирают жгучую крапиву и кладут на окнах и порогах домов, чтобы наверняка отдалить от себя ведьм, леших и нечистых духов.
  • Согласно легендам, Крапива произошла из проклятых или грешных людей либо выросла на месте их гибели. О Крапиве в народе говорили, что ее посеял дьявол и она проклята Богом (украинцы) . У южных славян первую Крапиву ели для сохранения здоровья на весь год. В Боснии на Пасху причащались вином и хлебом (по-христиански) , а потом Крапивой. У болгар и сербов, когда в Юрьев день первый раз ели Крапивы, произносили формулы отгона болезней и пожелания здоровья. В Страстную субботу болгары варили Крапиву и мазали крапивой крупный рогатый скот, чтобы он не бесновался. Апотропейные свойства Крапивы широко использовались для защиты от болезней, порчи, нечистой силы, стихийных бедствий, несчастий. У южных славян в Юрьев день Крапиву клали на ночь под голову, украшали ею голову, опоясывались ею, хлестали себя и друг друга Крапивой; затыкали Крапиву в цепь очага, чтобы никогда не угас огонь и не опустел дом и т. п. В день Ивана долгого (1/14. VI) у русских водили хороводы, участники которых жгли друг друга Крапивой, желая избавиться от болезней. Накануне Иванова или Духова дня в качестве оберега от ведьм, колдунов и другой нечистой силы раскладывали Крапиву на окнах, на порогах, вешали Крапиву на дверях домов; перед купанием в реке в воду бросали Крапиву для защиты от русалок (восточные славяне) , держали в руках Крапиву как оберег от водяного (чехи) ; на Русальной неделе для охраны от русалок Крапиву зашивали в пояс (болгары) ; в окна домов бросали Крапиву с приговором: «Крапива в дом, а клоп вон» (Русский Север) . При первом выгоне стада на пастбище в день св. Георгия южные славяне перед ритуальным доением украшали зеленью и Крапивой загоны для овец, всю молочную посуду, белорусы процеживали молоко через пучок Крапивы, доили скот через венок из Крапивы, украинцы Закарпатья бросали Крапиву в подойник, «чтобы овцы не болели» , «чтобы скотине, как и крапиве, ничто не вредило» . Для обилия молока, сметаны, масла крапивой кормили скот, натирали вымя коровам и овцам (сербы) ; горшки для молока, маслобойку мыли мочалкой, сделанной из Крапивы, после чего ее сжигали, чтобы злой человек не похитил «спор» (К: удачу) (чехи, словаки) . Для защиты скота от ведьм накануне дня Ивана Купалы Крапиву затыкали в щели скотных дворов; вешали коровам на лоб венки из Крапивы (поляки) ; переводили скот через кучу Крапивы (восточные славяне) . Охранные и продуцирующие свойства Крапивы использовались в аграрных обрядах: в посевное зерно клали корень Крапивы, который после сева закапывали посреди поля (сербы) . На гряды капусты сажали выкопанную с корнем Крапиву, приговаривая: «Крапива червям, а капуста нам» (Забайкалье) . Чтобы никто не мог отобрать плодородие, чехи Моравии клали Крапиву в первую телегу навоза, вывозимого в поле. Крапивой украшали дежу, в которой замешивали обрядовые хлебы (Болгария) . Крапиву использовали в колдовстве и магии: ее сжигали для отгона градовых туч; втыкали в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. У сербов старая ведьма «посвящала» новую, ударяя ее веником из Крапивы. На Юрьев день во время качания на качелях девочки ударяли взрослых девушек по ногам Крапивой, чтобы их «распалить» и чтобы они вышли замуж (македонцы) . Негативная символика Крапивы отражена в поверьях: обильно разросшаяся Крапива осмыслялась как предвестие смерти, запустения, разрухи. В народных песнях запустелые дворы поросли крапивой, вдова сравнивается с сухой Крапивой . Представления о Крапиве как о растении «чужого» , «дикого» , «аномального» мира отразились в выражениях: найти в крапиве — родить внебрачного ребенка; крапивница — мать внебрачного ребенка, рус. крапива, крапивник — внебрачный ребенок, подкидыш; прыгать в крапиву, скакать в крапиву — о прелюбодеянии, внебрачных связях.



Предыдущий:

Следующий: