Как в России развивался жанр «охотничьей» живописи? Наиболее яркие его представители?

Как в России развивался жанр «охотничьей» живописи? Наиболее яркие его представители?

  • Еще десять лет назад о Сверчкове, Зичи, Самокише, графе Муравьеве, Каразине, Кившенко знали только специалисты. Интерес к ним возродился благодаря стараниям отечественных антикваров. Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них слова Достоевского, — «красота спасет мир» , — имели почти сакральный смысл. Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости. Кох Йозеф Антон. Пейзаж после грозы. 1830 Зандрарт Иоахим фон. Ноябрь П. П. Соколов. Охота на волка. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва Н. Е. Сверчков. Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы. 1873. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В монографии Д. П. Вальцова мы находим сведения о том, что для перевозки людей, лошадей, собак, палаток, кухонь, экипажей и многого другого к месту охоты использовался специальный поезд, состоявший из 42 товарных вагонов, включая два пассажирских первого и второго классов. Сам Великий князь и его гости прибывали отдельным поездом. В охоте принимало участие более 100 борзых, столько же фоксхаундов и егерей. Лошадей для охоты подбирали специально, как и своры борзых и фоксхаундов. Когда вся группа прибывала на место, где по предварительным данным имелись волки, строились планы, делались приготовления и начиналась охота. Курбе Гюстав. Добыча Первая мировая война, революция и последовавшая за ними гражданская война стали печальной вехой в истории отечественной псовой охоты и развитии охотничьих пород собак. Держать, к примеру, борзых в то время в России стало практически не возможно. Основной элитный их состав вывезли за границу, а оставшиеся на родине были объявлены «господскими» и подлежали массовому истреблению.
  • Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были охотниками, отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или религиозным сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX–начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью тематику» был велик. Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего покупателя. Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей живописью интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты. Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ (например, охоты Александра II, в советское время подобным образом изображали Сталина, Ворошилова и пр.) . Распространены были и заказы портретных изображений любимых животных. Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати, масть и даже характер своих «моделей» . Он написал более 500 изображений самых знаменитых верховых лошадей и рысаков. Им же были созданы конные портреты четырех русских императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц. Со времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине. Его дом находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник. Его умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного художника-анималиста. Еще десять лет назад о Сверчкове, Зичи, Самокише, графе Муравьеве, Каразине, Кившенко знали только специалисты. Интерес к ним возродился благодаря стараниям отечественных антикваров. Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как следствие этого, все реже и реже в антикварных салонах можно встретить действительно качественную живопись. Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них слова Достоевского, — «красота спасет мир» , — имели почти сакральный смысл. Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости. Охотничий жанр, как способ любования проявлением звериных страстей был чужд этическим идеалам художников. Его самый популярный сюжет — завершающий миг борьбы между жертвой и охотником, момент наибольшего накала сил и страстей. Лучшей иллюстрацией этого служат изображения псовой охоты на волка. Обычно художник воссоздавал миг, предваряющий завершение охоты, когда борзые уже настигли волка, одна из них приготовилась вцепиться в горло жертвы, а другая — в загривок, а охотник готов соскочить с коня и, схватив волка за заднюю лапу, вонзить клинок в левый бок. У художника Каразина есть рисунок с изображением киргизской охоты на волка с плетью. Суть ее состояла в том, что двое охотников выезжали в степь на охоту, вооружившись только плетьми. Этими плетьми они и забивали свою жертву до смерти. Чтобы создавать подобные картины, нужно было быть в большей степени охотником, чем художником, либо профессионалом с холодным сердцем, готовым изобразить все, что закажут

Предыдущий:

Следующий: