Как в Древнем Риме обучались арифметике?


Как в Древнем Риме обучались арифметике?

  • Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили под руководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению, письму и счету. Иногда арифметикой занимался особый учитель, именуемый знакомым нам словом калькулятор. Счетным материалом, как и в Греции, служили камешки, а также пальцы на руках. На левой руке были единицы и десятки, на правой — сотни и тысячи. Таблицу умножения ребята должны были зазубрить. Заучивая на память, ученики повторяли хором за учителем. В школе царила жесточайшая дисциплина. Применялись и телесные наказания, против которых выступали милосердные учителя и прогрессивные философы.
  • Счет или арифметика — один из предметов начальной школы в Древнем Риме. Так же, как и при обучении грамоте, дети обычно хором дружно вопили, повторяя за учителем: «Один да один — два, два да два — четыре» . Обучались четырем правилам арифметики, знакомились с дробями, учились считать в уме. Устному счету придавали большое значение: в повседневной жизни умение сосчитать, сложить, вычесть или разделить требовалось на каждом шагу. В римской школе арифметика была предметом гораздо более трудным, чем у нас. У римлян цифра не приобретала числового значения в зависимости от места, как у нас, и обозначалась латинскими буквами. Десятки можно было обозначать и одной цифрой — L (50) и шестью — LXXXIX (89); сотни — и одной — С (100), и тремя — ССС (300), и пятью — DCCCC (900). Это же самое число обозначалось и двумя цифрами — СМ (М было знаком для тысячи) . С дробями возникали еще большие проблемы. При действиях с ними исходили из деления единицы на 12 частей, каждая из них имела свое название. Например, попробуйте решить пример — сколько получится, если от 5/12 отнять 1/12? Думаю, получите мгновенный ответ — 4/12 или 1/3. А вот римским школьникам пришлось бы поломать голову, чтобы даже понять условие этой задачи, которое приобрело бы такую формулировку: «Если от квинкункса отнять унцию, сколько будет? » И, казалось бы, элементарный ответ (4/12 или 1/3) приобрел бы загадочную для нас и для римских двоечников форму: «Получится триенс» . Или вот еще: «Если к квинкунксу прибавить унцию, сколько будет? Семис» . Ни за что не догадаетесь, что это означает. А по правилам нашей арифметики задачка расшифровывается очень просто: 5/12+1/12 = 6/12 или 1/2. Спасибо арабским цифрам.
  • Думаю что считали трупы врагов империи.



Предыдущий:

Следующий: