Как принято праздновать Рождество на Руси?

как принято праздновать Рождество на Руси?

  • Празднование Рождества Христова установлено с IV в. , а в V в. написаны для этого праздника священные песнопения. Празднику предшествует сорокадневный Рождественский (Филиппов) пост. Канун праздника, проводится в особо строгом посту и называется сочельником или сочевником, так как в этот вечер, по церковному уставу после первой звезды, т. е. к вечеру, употребляется в пищу сочиво — сушеные хлебные зерна, размоченные водой. До 1917 года в навечерии Рождества Христова совершали Царские часы, на которых возглашалось многолетие царю, и всему царствующему дому, и всем православным христианам. Во время часов Церковь вспоминает различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к рождению Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья, совершается литургия Василия Великого. А всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог» . В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней. В православной Русской Церкви в праздник Рождества Христова богослужение еще торжественней, так как после литургии совершается в благодарственном молебном пении воспоминание избавления от нашествия галлов и с ними «дванадесяти язык» в 1812 году. Православные люди верят, что в праздник Рождества Христова, как важнейший и радостнейший день, подобно тому как и на другие важнейшие праздники, играет солнце. День этот считался началом зимы. В одном рукописном сборнике XVII ст. замечается: «Месяца декабрь в 25 день есть по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима» . В Древней Руси существовала целая система заключений и соображений, которая основана была главным образом на том, в какой именно день недельный приходится праздник Рождества Христова. Так, например, в одном памятнике читаем: «Аще случится Рождество Христово в неделю, будет зима растворенна, весна мокра, лето сухо, осень ветренна, воем радование, ..плодов изобилие, четвероногим множество, мед мног, — юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро» и т. д. Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества Христова был обряд славления, сохранившийся в XIX в. ; он состоял вН. К. Пимоненко. Святочное гадание. Стокгольм: Акционерное общество «Granberg», 1900-е — 1910-е. хождении причтов по домам с молитвой и пением. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Миряне в праздник Рождества Христова имели обычай посещать друг друга. Петр Великий сам с великою охотою следовал этому обычаю и ходил к своим боярам и придворным. Славильщиков дарили каким-либо подаянием; так, даже в позднее время, в царствование имп. Екатерины II, о Рождестве Христове давалась певчим дача, известная под названием «славленной дачи». В расходной книге Чудова монастыря на 1645 записано, что «в праздник Рождества Христова много роздано денег рождественским славильщикам, придворным певчим и крестным дьякам» . В Южной Руси славлением на праздник Рождества Христова особенно занимались школьники, которые при этом имели обычай приветствовать хозяев дома латинскими и греческими рацеями и виршами. В н. XVII в. к обряду славления присоединено было ношение так называемого вертепа, или ящика, в котором представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа.
  • Гадать, ходить с вечерей.
  • Христианство пришло к нам в X веке из Византии, вытеснив древнеславянское понятие об устройстве мира языческими богами, но, слившись с древнеславянской культурой, дало исключительно своеобразное явление. Некоторые христианские святые и библейские пророки в сознании славян приобрели черты и функции древних племенных богов, благодаря чему многие языческие празднества, ставши христианскими, сохранили элементы дохристианской обрядовости. Празднование Рождества Христова приходится на 7 января (25 декабря по юлианскому календарю) . У древних славян примерно в это же время года был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче. В это время просыпается природа, начинается ее возрождение. День зимнего солнцестояния — «Коляда» стал как бы открывать череду Рождественских праздников (с 7 по 17 января) , которая называлась «Святки». Вечер под Рождество назывался Сочельником — от слова «сочиво», что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы. Сдабривали сочиво и взвар сухофруктами, а еще добавляли мед, патоку. Ставили под образа на сено, как дар нарождающемуся Спасителю. До первой звезды не ели. Шли на Всенощную в храм. Крестьянин приносил домой охапку сена, которое торжественно складывалось на лавку в «красном угле». Рядом укладывали сноп необмолоченной ржи или пшеницы и кутью — специальную кашу из пшеничных зерен и ячменя. Когда-то это был дар богу Велесу, а со временем, потеряв языческий смысл, стал восприниматься как символическое изображение Рождества Христова. Разговлялись после Рождественского поста за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были и поросята со всякими добавками и начинками, и пироги, и прочие лакомства. Во время праздничного застолья хозяин загадывал об урожае. Из снопа вытаскивали, не глядя, стебель. Если он был толстым, хлеб уродится, если тонким — готовься к недороду. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста: «В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным». На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань «зеленому змию». Для пущей убедительности делали из различ-ных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк. Марьину рощу, Останкино, Сокольники. Любили шумно праздновать Рождество и российские государи. Петр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться — кто имел «кислую мину», был бит батогами. Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни. Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императр

Предыдущий:

Следующий: