Как представлена «петровская» тема в творчестве пушкина

как представлена «петровская» тема в творчестве пушкина

  • Впервые Пушкин коснулся темы Петра в «Заметках по русской истории 18 века» . Поэт видит в нём мудрого царя – реформатора, защитника просвещения. «Ничтожные наследники северного исполина, изумлённые блеском его величия, с суеверной точностью подражали ему во всём, что только не требовало нового вдохновения. … Пётр I не страшился народной свободы, неминуемого следствия просвещения, ибо доверял своему могуществу и презирал человечество, может быть, более, чем Наполеон» . Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах» . В начале царствования Николай I не обладал авторитетом, основанным на реализации конкретных позитивных мероприятий. Более того: для армии он являлся бывшим бригадным командиром, известным своим формализмом и педантизмом, а для всей России – царем, который начал правление с казней и ссылок. То, чего царь, казалось бы, должен стыдиться, – аресты и репрессии, – стало основанием для лестного сопоставления с Петром I. Петр I значим для поэта не только как герой сражений и триумфатор. Созидательное начало самодержавной власти, власти исторически преемственной и исторически ответственной – таким видел и за то ценил Пушкин Петра. Приступая к созданию «Арапа Петра Великого» (1829), поэт видел в Петре идеального носителя прогрессивного начала истории, и если в «Полтаве» (1828) мы видим продолжение одической традиции («Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе»), то «прозаическое» изображение царя строится на контрасте между бытовой простотой и государственным величием. Неоконченность первого пушкинского исторического романа не повлияла на популярность одного из главных его героев, и романисты-современники, ошибочно приняв простоту пушкинского Петра за легкость создания его образа, принялись усердно осваивать новое для себя пространство — тему «очеловеченного» царя. Новую вариацию мифа, новый портрет Петра (вечного труженика XVIII века, но более близкого к простому человеку) создавали разные — и по убеждениям, и по степени одаренности — авторы, но их произведения мало известны читателям современной России. Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава» . Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария, Мазепа связаны друг с другом личными отношениями, которые находят настоящую оценку лишь в отношении к истории. Пётр поставлен вне круга личных отношений, он «свыше вдохновленный» . Мысль Пушкина о русской истории определила и название поэмы. Он назвал её не «Мазепа» , не «Пётр Великий» , а «Полтава» , указывая на великий народный подвиг, совершённый в этой битве, которая была одним «из самых важных и счастливых происшествий царствования Петра Великого».

Предыдущий:

Следующий: