Как написать эссе по обществознанию?

как написать эссе по обществознанию?

  • Сочинение в жанре эссе по обществознанию — явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам. «Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он — его герой. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем. Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить — и оценить объективно. Как совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность) , с пресловутыми знаниями, умениями и навыками: владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта? Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания. В нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию. Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что на-писан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания. Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!) , писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр. Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике) . Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.

Предыдущий:

Следующий: