Как можно написать рассказ с употреблением пословиц


как можно написать рассказ с употреблением пословиц

  • я нашла в Интернете, как составлению рассказов из пословиц и поговорок детей обучает учитель-логопед. отправляю Вам ссылку: Жми здесь Учитель-логопед Козина И. В. Москва А вот один из уроков для 6-ков: Начать урок следует с вопроса о том, какие пословицы и поговорки известны школьникам по начальной школе и 5-му классу, какие слышали от родителей, знакомых и товарищей. О чем говорит каждая из этих пословиц? В чем состоит ее смысл? После этого можно дать краткую историческую справку о пословицах и поговорках, рассказать о В. И. Дале; было бы хорошо, если бы учитель показал (если у него есть такая возможность) сборники «Пословицы русского народа» В. И. Даля или его «Толковый словарь живого великорусского языка» . Можно использовать также предисловие Ивана Халтурина «Собиратель слов» в книжке «Старик-годовик» , где рассказывается о жизни В. И. Даля. Опираясь на те пословицы, которые назовут учащиеся, следует обратить внимание на то, о чем говорится в них. После этого можно предложить ученикам прочитать в хрестоматии первый раздел «Пословиц и поговорок» и озаглавить его. Одна из задач урока — не просто познакомить учащихся с новыми пословицами, но и научить их правильно произносить, запоминать эти пословицы, чтобы потом использовать в своей речи. Та же работа проводится с остальными разделами пословиц: пословицы читаются, разъясняются, произносятся наизусть, к ним придумываются примеры. Таким образом, учащиеся делают вывод, что народ, создавший пословицы, говорит в них о любви к Родине, осуждает лень, ложь, пустословие, хвалит и одобряет смелых и трудолюбивых людей, высоко ценит знание и мастерство. Далее можно провести работу с пословицами, которую в свое время рекомендовала М. А. Рыбникова. Предлагается ряд пословиц в литературном виде, чтобы учащиеся восстановили свойственную пословицам конструкцию (форму) : Если ты любишь смородину, то люби и оскомину. Хоть он и мягко стелет, но жестко спать. Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи. Любишь смородину, люби и оскомину. Мягко стелет, жестко спать. И т. д. Или еще задание. Предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему. Про лентяя: 1. Люди пашут, а он руками машет. 2. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай. 3. День гуляет, два больной, а на третий выходной. 4. Словами и туда и сюда, а делом никуда. 5. Как волка ни корми, все в лес глядит. Про ум, учение: 1. Корень учения горек, да плод сладок. 2. Правда в воде не тонет, в огне не горит. 3. Человек неученый, что топор неточеный. 4. Не зная броду, не суйся в воду. 5. По платью встречают, по уму провожают. Определите, о чем эти пословицы. Подумайте, в каких случаях они употребляются: 1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос. 2. Из песни слова не выкинешь. 3. Как аукнется, так и откликнется. 4. Любишь кататься, люби и саночки возить. 5. Рыбак рыбака видит издалека. 6. Я про сапоги, а он про пироги. 7. Готовь летом сани, а зимой телегу. Можно предложить придумать случай или ситуацию, когда подойдет именно эта пословица. Если ученик затрудняется, учитель должен быть готов помочь ему. Работа с пословицами дает возможность учащимся увидеть, насколько богаты и разнообразны они, как широко охватывают все стороны жизни, понять, что считал народ мудрым и справедливым и на что надеялся. Заключая работу на этом этапе, учитель подведет школьников к мысли, что «пословица — это народное изречение, в ней выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, народный ум. С пословицей согласны тысячи и десятки тысяч людей… Пословица стала крылатой потому, что в ней есть нечто такое, что позволяет многим признать ее своей» .



Предыдущий:

Следующий: