Интересно, кто и когда придумал Деда Мороза и Снегурочку Какова история этих персонажей?

Интересно, кто и когда придумал Деда Мороза и Снегурочку Какова история этих персонажей?

  • Еще в языческие времена силы природы на Руси наделяли именами и характерной внешностью. Не был обойден вниманием и повелитель холода, бурана, метели — Мороз. В сказаниях и былинах его называют Мороз, Морозко или Мороз Морозович. Древние земледельцы его боялись и одновременно почитали. Он представлялся людям в виде сурового старика с длинной белой бородой, с помощью которой можно закрутить пургу, вьюгу. Подарков он тогда не дарил. Когда Петр I ввел новую дату празднования Нового года и в Россию стали проникать европейские обычаи, связанные с этим праздником, постепенно начал складываться образ доброго (для нерадивых детей — строгого) старика, приносящего новогодние подарки. Этому способствовал и распространенный в Европе у многих народов сказочный персонаж — святой Николай, который в день своего праздника — 6, а по новому стилю 19 декабря — также одаривал подарками детей и взрослых. Попав на русскую почву, образ святого Николая — Санта-Клауса слился с образом Мороза Морозовича и постепенно превратился во всем нам известного Деда Мороза. Добрый Дед Мороз, живущий в зимнем лесу, — один из самых молодых героев русских сказок. Время его рождения — девятнадцатое столетие.. . Именно тогда в России закрепился обычай дарить детям в новогоднюю ночь подарки, принесенные Дедом Морозом. Позже появилась Снегурочка. Совсем недавно наш Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг, которому насчитывается почти 800 лет, и стоит тот город на левом берегу реки Сухона, против впадения в нее реки Юг.
  • Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка» . В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички) . Первоначально пьеса не имела успеха у публики. В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Первоначально был злым и жестоким колдуном, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос» , где Мороз ради забавы убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек. Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году [1], однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки [2]; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах [3]. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года [4]. В Харькове был организован детский новогодний утренник [5]. Некоторые современные малограмотные исследователи истории обвиняют Сталина в непоследовательности за то, что он не уничтожил Деда Мороза, так как Дед Мороз, по их мнению «детский бог» [6]. На праздник приходит с внучкой — Снегурочкой. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он воровал детей и уносил их в мешке. В качестве «откупного» ему полагалось дарить подарки. Однако со временем — как это часто бывает — всё стало «с ног на голову» , и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР: Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, заменившего в атеистической идеологии наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова. В Вологодской области с 1999 года действует туристский проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» . В Великий Устюг идут туристские поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
  • Не иначе как от языческих племен древних славян пошло.
  • Кто-не знаю. Раньше Дед Мороз был страшный дядька с маленьким мешочком подарков в одной руке и с розгой в другой. Такие Деды морозы были на открытках в Германии. В 1914 году в России елку и Дедов морозов запретил Синод как немецкое влияние. Ну, а появилась она только в 30-е годы снова.
  • Снегурочка- это чисто советский персонаж , Дед Мороз ещё с язычества, только не добрый, а злыдень Мороз всетаки =)
  • С великого запоя пошли эти персонажи.
  • Снегурочка и Дед Мороз — персонажи вымышленные, но раз в год они обретают плоть и кровь. Удивительно, что в наше время, такое прагматичное и бедное на чудеса, мы без всякого усилия и всерьез верим, что новый год наступает именно в ночь на 1 января, прощаемся с прошлым, загадываем желания на будущее. Возможно, происхождение этой уверенности таится в детстве, когда чудо перемены подтверждалось настоящим сказочным способом — появлением подарков под елкой и приходом Деда Мороза со Снегурочкой. Но действительно ли российский Дед Мороз — это переобутый в валенки Санта Клаус, святой Николай Мирликийский, Никола-угодник в русской традиции? За разъяснениями я обратилась к старшему научному сотруднику Института Мировой литературы Российской Академии наук Елене Миненок. «На мой взгляд, российский Дед Мороз не связан с европейским Санта Клаусом, — убеждена Елена Миненок. — Это фигура мифологическая, которая постепенно превратилась в фигуру игровую. Это очень типично, когда какой-то обряд или явление начинает терять магические функции и начинает приобретать игровые функции. Дед Мороз оказался такой нейтральной фигурой, которая очень хорошо ложится на традиционной менталитет, на сознание и, конечно, подготовлена культурными предпосылками, которые развивались раньше. Этот образ также использовался и в сказке «Двенадцать месяцев», неслучайно зимние месяцы представлены такими могучими стариками. И он оказался принят абсолютно разными возрастными группами, начиная от пожилых людей и заканчивая малышами, которые все ждут Деда Мороза» . — Каков его архаический прообраз? В сказках, я помню, есть Морозко, есть действительно такие персонажи, в лесу, как правило, они живут или в колодце они живут. А был ли персонаж такой живой, может быть, ряженый? — Конечно, фигуры, близкие к такому образу Деду Мороза, Морозко есть в сказке. Что касается других жанров фольклора, то тут конкретного персонажа такого вы не найдете. Но абсолютно все погодные явления персонифицируются в фольклоре, и безусловно, Мороз и в народных заговорах представляется какое существо. Специальную ритуальную еду готовили на крещенские морозы, выставляли за окно и говорили: «Мороз, Мороз, приходи со мной кашу есть» . Что постепенно забылось в сознании, но сохранилось в пословицах, сохранилось в каких-то таких маленьких ритуальных формулах. Поэтому если мы напрямую будем смотреть, стоял ли за Морозом какой-то реальный мифологический персонаж, к сожалению, славянская, русская мифология дает какие-то обрывочные, такие косвенные признаки. То есть прямого персонажа, такого яркого мифологического персонажа в наше время не сохранилось, поэтому нельзя сказать «да» или «нет» однозначно. — То есть тот Дед Мороз, который у нас появился, это некий синтез того европейского, то есть взяли-таки европейского за основу, и он приобрел некие характерные национальные черты. — Я бы не сказала, что взяли европейский за основу. Скорее взяли за основу литературный персонаж, который попал в литературу посредством сказки, через сказку «Морозко» . Потом он усилился Островским. У него нет одного источника, это всегда слияние многих традиций, многих влияний. А как персонаж Дед Мороз — это, безусловно, явление городской культуры. Традиционные балы, карнавальные элементы, которые обязательно включались в новогодние празднества, и, безусловно, влияние сказки, влияние Островского — вот создание этого персонажа, который удовлетворил совершенно разным социальным слоям. И он был нейтрален, то есть он не носил на себе никакой христианской нагрузки. Это такое некое воплощение нашей мечты. Мне кажется, даже неслучайно был выбран дедушка. Потому что, если мы посмотрим структуру семьи, то такой вот образ абсолютно безобидного, безвредного, не агрессивного существа — скорее всего это такой вот добрый дедушка. Непременно к нему прикладывалась Снегурочка. Как мне кажется, вот это некий такой баланс: с одной стороны — старый дедушка, с другой стороны — молодое,

Предыдущий:

Следующий: