Голандский художник, автор картины » Возвращение блудного сына»?


голандский художник, автор картины » Возвращение блудного сына»?

  • Рембрандт.
  • Рембрант
  • Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам) , голландский живописец, рисовальщик и офортист. искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени) , Р. писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)] . Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); около 1625-31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины («Принесение во храм», около 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649-63). 1630-е — начальник 1640-х гг. — период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага) , Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей («Проповедник Ансло с женой», 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем) ; в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов («Автопортрет с Саскией», около 1635, Картинная галерея, Дрезден; см. илл.) . В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) , но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов («Снятие со креста», 1634, Эрмитаж, Ленинград) , непосредственностью реалистической трактовки («Даная», 1636, там же) . К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам) , а также первые капитальные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью. Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела — историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний («Давид и Ионафан», 1642, «Свыше семейство», 1645, — обе Эрмитаж; «Христос с учениками в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж) , продолжает работать над портретами («Старик в шлеме», около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами («Зимний пейзаж»,
  • http://tmn.fio.ru/works/65x/308/I5.HTM



Предыдущий:

Следующий: