Где зародилась традиция разбивать шампанское о борт корабля при спуске на воду и «крещении»?


Где зародилась традиция разбивать шампанское о борт корабля при спуске на воду и «крещении»?

  • Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Прижилась она и в Соединенных Штатах . Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом. Дотошные историки установили, что впервые бутылку вина о форштевень спускаемого на воду судна разбили на верфи в Чатаме (Англия) в 1699 году. А в 1811 году в книгах Британского адмиралтейства впервые было зафиксировано имя женщины — своего рода «крестной матери» нового корабля. С тех пор и повелось во многих странах при спуске каждого судна его «крестная» должна обязательно разбить бутылку шампанского . Казалось бы, нет ничего проще этой операции, но история церемоний спуска тем не менее изобилует смешными, а порой и печальными курьезами. Так, одна английская принцесса, неумело размахнувшись бутылкой, разбила ее не о нос корабля, а о голову некоего высокого гостя, которого пришлось срочно госпитализировать, а затем улещать щедрой компенсацией за увечье. Суровый урок пошел впрок: бутылку стали привязывать длинным шнуром к верхней части форштевня. Однако и это не всегда спасало от недоразумений; порой, осколки разлетались настолько далеко, что врезались в толпу и ранили людей. Дабы избежать несчастных случаев, бутылку стали помещать в прочную металлическую или синтетическую сетку. И все равно соблюдение традиции оказывалось далеко не всегда безопасным делом как для гостей, так и самой «крестной матери». Бытует поверье: если «крестная» не сумела вовремя разбить бутылку о нос корабля, ему не видать счастья в море, беды будут преследовать его повсюду. Скептикам обычно приводят исторический пример. В 1898 году принцесса Мэри, будущая королева Англии, трижды не могла разбить бутылку шампанского о нос крейсера «Альбион». (Как выяснилось потом, один из чиновников верфи накануне выпил шампанское, а бутылку залил водой .) И когда крейсер уже пополз по стапелю, кто-то из мужчин, участников церемонии, схватил привязанную к шнуру бутылку и, с силой ударив ее о скулу корабля, все-таки разбил. И что же? Волна от вошедшего в воду корабля смыла с берега несколько человек, которых не удалось спасти. Неудивительно, что «крестные матери» пуще огня боялись оконфузиться. До войны одна знатная англичанка была удостоена чести крестить крейсер. Случилось так, что прибор спускового механизма сработал раньше, чем она замахнулась бутылкой. Корабль медленно пополз по стапелю к воде. Поняв, чем это грозит, решительная леди оборвала шнур, схватила бутылку и ринулась вслед за кораблем. На самом краю спусковой дорожки она скинула туфли и прямо в праздничном платье кинулась в воду. Держа над головой бутылку, отважная «крестная» доплыла до остановившегося крейсера и под одобрительный рев многотысячной толпы разбила ее о форштевень. Вот до чего доводят традиции!
  • у нас шампанское о борт новой скании хотели разбить. разыграли всех на 1 апреля
  • Где то в Европе, стране мореплавателей: Испении, Италии, Португалии.
  • До наших дней сохранилась морская традиция освящения (крещения) спускаемых судов. Свидетельством тому — непременная бутылка шампанского, разбиваемая о форштевень «крестника» Эта языческая традиция унаследована от финикийцев, жителей древней страны на восточном побережье Средиземного моря у подножия Ливанских гор. Обряд освящения судна носил у них религиозный характер, поэтому при спуске корабля его строители приносили жертву морским богам и кропили его корпус кровью молодой девицы. Это должно было предохранять судно и его экипаж от опасностей в плаваниях. Жестоко поступали и скандинавские викинги: под киль нового корабля бросали невольника на съедение акулам. Вплоть до XIX столетия на островах Фиджи, Тонга и Таити кровавое крещение также было неотъемлемой частью спуска на воду боевых каноэ. С приходом христианства церемония крещения и благословения судов стала спокойнее: обряд жертвоприношения трансформировался в обряд кропления вином или молоком. Например, папирусная лодка Тура Хейердала «Ра» была крещена козьим молоком, символизирующим в Марокко гостеприимство и доброжелательность. В Индии до сих пор о борт раскалывают кокосовый орех. Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского, как самого благородного вина, пришла из Франции. Прижилась она и в Соединенных Штатах . Лишь в период «сухого» закона шампанское заменялось имбирным пивом. В Японии, когда судно соскальзывает в воду, из приготовленных заранее корзин вылетают птицы, символизирующие счастливый полет «крестника» по морским волнам. Похожая церемония проводилась в 1885 г. при спуске американского судна «Чикаго» , тогда его крестная мать выпустила в воздух голубей, украшенных красными, белыми и голубыми лентами. На русском флоте спуск на воду нового судна был грандиозным событием. Сохранилось описание крещения знаменитого волжского парохода: «22 июня 1914 г. прошло скромное освящение нового пассажирского красавца парохода «Великая княжна Ольга Николаевна» … На молебствии с водосвятием присутствовали первые лица города, сормовские и самолетские специалисты. Священник окропил рубку парохода и все его помещения… После молебствия любезным хозяином всем приглашенным предложен был завтрак, сервированный в салоне 1 класса нового парохода. В третьем часу была предпринята на пароходе увеселительная поездка» . В нашей стране традиция возродилась в 30-е годы по образцу Франции. Жива она и поныне. Пусть же как можно чаще в России разбиваются бутылки шампанского в честь спуска новых судов!
  • В древней Греции. Аргонавты так делали.
  • У моряков есть такой обычай — перед выходом в плавание разбить бутылку шампанского о борт корабля. Если же бутылка не разобьется, то это плохая примета. (История аварии 1961 года у берегов США на первом советском атомном подводном ракетоносце «К-19″, которая легла в основу одноименного голливудского фильма, началась именно с этой, не разбитой, бутылки. Эта подводная лодка получила название «Хиросима» или «Оставляющая вдов».) Откуда пошел обычай разбивать бутылку шампанского? Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель — заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек — рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов. В средневековье непременным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Обряд освящения судна обставлялся всегда весьма пышно — королевский сановник, которому подносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля, а затем этот кубок выбрасывали а борт. В конце VIIвека выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого судна бутылку с вином. Вот эта церемония и сохранилась до наших дней, а по примеру Франции для нее стали использовать шампанское, которое как бы символизирует первое соприкосновение корабля с пенящейся морской волной. Это обычай, издавна существующий в Америке. «Дама» является, как правило, женой директора фирмы, инженера, мастера или рабочего. Ей вручают большой букет и выдают документы: «Леди такая-то действительно дама такого-то судна». Наступает торжественный момент спуска судна со стапелей. Перед кораблем длинная цветная лента. Когда корабль начнет двигаться по натертому жиром помосту, лента рвется, и перед судном впервые открываются лазурные дали морей и океанов. Председательствующий на торжестве дал сигнал: судно тронулось, заскользило по деревянным доскам, «дама» разбила о борт бутылку шампанского. Так происходит почти во всем мире!



Предыдущий:

Следующий: