Где и когда

Где и когда…

  • Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем – постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты. Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии – пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!) , новых нагрудных знаков, и т. д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка» . Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном 1 с февраля 1918 г. , а председателем Реввоенсовета Республики (и Наркомпути 2 по совместительству, с 1920 по 1921 г. ) он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора 3 за оппозиционную деятельность [3]. Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой» , как его прозвал один из партийцев (И. И. Скворцов) , да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер – попросту глупо. Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны» . А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора. В конце 1918 года Реввоенсовет Республики утвердил новый тип военного головного убора — суконный шлем с шишаком, шинель с «разговорами» (нагрудными хлястиками) , рубаху и кожаные лапти (сапоги для красноармейцев были недоступны в разоренной стране) . Головной убор красноармейца был назван богатыркой. Первыми богатырку надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Но уже в 1920 году, поступив на обмундирование Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, богатырка становится буденовкой. Называли этот шлем и фрунзевкой (1920), так как М. В. Фрунзе в то время командовал армией в Туркестане. Буденовки шили из сукна. Специальные отвороты делали их удобными и теплыми. Цвет звезды на шлеме (тоже суконной) отличал род войск. Буденовка сохранилась в Красной Армии до начала Великой Отечественной войны.
  • Художник Васнецов придумал знаменитую «богатырку» — впоследствии ее прозвали «буденовкой». В 1913-ом в армии появился весьма похожий на «богатырку» головной убор разведчика с характерным шишаком.
  • История этого головного убора уходит своими корнями в далекое прошлое. Поединок Пересвета с Челубеем, ХII в. Буденовки, а на момент их создания — богатырки, стилизованные под шлемы воинов Александра Невского, придумали и пошили еще дореволюционные, царские интенданты — для предполагаемого парада победы над Германией. А бойцам Рабоче-Крестьянской Красной Армии их выдали со складов как уже новую армейскую форму — советскую.. . Больше и одеть было не во что… «…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н. А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами» , суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки» , а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии» . Будёновка просуществовала вплоть до июля 1940 года. Приказом НКО СССР за № 187 от 5 июля 1940 года вместо зимнего шлема, т. е. «будёновки» были введены шапки-ушанки. Следует сказать, что волею судеб, случайно найденный в 1808 году шлем Переяславского князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, в лесу, на месте сражения под Липицами (1215 г. ) близ Юрьева, во Владимирской губернии, стал одним из первых предметов, с которых началось изучение древнерусского оружия. Этот шлем, изготовленный в XII веке, долгое время служил любимым пособием для художников, изображавших воинов Древней Руси. Дальнейшие раскопки и исследования археологов позволили внести большее разнообразие в каталог русских боевых наголовий Х-XIII веков, подразделить их на несколько типов с вариантами и разобраться в происхождении и тонкостях изготовления каждого образца. Для Руси были гораздо более характерны справедливо любимые художниками «сферо-конические» шлемы. Эта форма оказалась намного удобней, так как успешно отводила удары, способные прорубить конический шлем. Самые ранние сферо-конические шлемы датируются Х веком. По мнению учёных, сферо-конические шлемы также ведут своё происхождение с азиатского Востока: шлемы этой формы использовались ещё в древней Ассирии и государстве Урарту. Однако речь в данном случае идёт не об «импорте», а лишь о заимствовании удачно найденной формы.
  • Будёновка — народное название головного убора, существовавшего в Красной армии в 1919 -1941 г. г.
  • Это васнецовка. Головной убор для военнослужащих русской армии. Был разработан по эскизам художника Васнецова — воспоминание о шлемах русских витязей. Примерно в 1915 году. Руская армия так и не успела перейти на этот головной убор до октябрьского мятежа. Потом запасы уже изготовленных образцов были использованы красными, в первую очередь для кавалерийских частей. И по имени одного из красных командармов Буденного были названы буденновками.
  • Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка») . Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.

Предыдущий:

Следующий: