Где и когда появилась гравюра? Вопрос навеян

Где и когда появилась гравюра? Вопрос навеян

  • Первое упоминание о гравюре встречается в VI столетия нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела примерную значимость и существовала в виде тавр, печатей в буддийских храмах и в качества трафаретов для цветных тканей. В Европе уже с XV столетия существовали игральные карты, отпечатанные с деревянных досок. Первая гравюра на дереве была сделанная в Германии в 1423 году. В Франции, Италии, Фландрии и других странах она восстала несколько позже, а в России — в 1464 году. Толчком к развития гравюры как самостоятельного вида искусства послужила, как конечно, развитие наук, культуры, просвещения, — тогда же восстала необходимость пропаганды этих достижений, что и послужила основанием для изобретения печатного станка и развития книгопечатания.
  • Возникновение Гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография — с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая Гравюра — с ювелирным делом, офорт — с украшением оружия. Бумага — материал для оттисков — появилась в начале н. э. в Китае (где Гравюра упоминается с 6—7 вв. , а первая датированная Гравюра относится к 868), а в Европе в средние века. Общественный интерес к Гравюре с её тиражностью появился в Европе в начале эпохи Возрождения — с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда же определилось тяготение Гравюры к обобщенности и символичности художественного языка. Первые европейской ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14—15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии Но 1452 году золотых дел мастер Томазо Финигвера из Флоренции сделал следующий естественный шаг. Он вырезал изображение на серебряной пластинке, натер смесью масла и сажи и приложил к мокрой тряпке. Получилось достаточно хорошее изображение. Томазо Финигвера повторил этот процесс с листами влажной бумаги и убедился, что, возобновляя втирание краски в гравюру, можно получить с нее сколько угодно оттисков. Дальнейшее развитие этого способа размножения рисунков принадлежит известному итальянскому живописцу Мантенья (1431-1506) (Mantegna). Он является автором около 20 досок с изображениями мифологических, исторических и религиозных сцен. И хотя основные разновидности гравюры имеют свои технологические прототипы, существовавшие в более ранние времена, гравюра в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге изображения, вырезанного на специальной доске, появляется только в это время. Развитие гравюры связано в первую очередь с широким распространением бумаги, ставшей привычной в Европе к концу XIV века. В это же время имел место распад средневекового высокосинтетического типа искусства, и к XV веку только что появившаяся гравюра приняла на себя качества символичности, отвлеченности, потребовавших новых способов воплощения. И с эпохой Возрождения стабильные людские общности приходят в движение. Довольствовавшиеся ранее алтарными образами в местных церквах, скульптурными украшениями городских соборов, люди новой эпохи стремятся иметь изображения местных и личных святых, которые не только висят на стенах в их жилищах, но и могут сопровождать их в дороге, в деловых поездках. И этой цели как нельзя лучше удовлетворяла дешевая и портативная гравюра. С середины XV века происходит разделение этих техник и в другой плоскости: ксилография почти целиком уходит в книгу, резцовые же гравюры получают самостоятельное, не прикладное назначение. Можно отметить и еще одно отличие этих техник. В Италии развивается в основном резец, на севере — в большей степени ксилография. Шестнадцатый век — это век резцовой гравюры. В первой трети века очень значительную роль (особенно в Германии) играет ксилография, хотя именно в этом столетии рождаются офорт и кьяроскуро, но все крупнейшие мастера гравюры работали в резце — от А. Дюрера, Луки Лейденского и Ж. Дюве до Х. Гольциуса. Резцовая техника оказывается настолько авторитетной, что заставляет и ксилографию, и офорт подражать своему языку. И это, в конечном счете, убивает ксилографию и вынуждает офорт таиться в немногих мастерских живописцев.
  • Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков. Возникновение гравюры связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография — с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая гравюра — с ювелирным делом, офорт — с украшением оружия. Первые европейской ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14—15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии («Св. Христофор» , датирован 1423); затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли «блочные» («ксилографические» ) книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми гравюрами на металле. Немецкая и французская Г. 15 в. отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 в. два направления книжной гравюры сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур. Резцовая гравюра возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт») . В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкой гравюры виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная гравюра резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди) ; как реакция на её обезличенную плавную штриховку, четко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и «кьяроскуро» — цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг Грин в Германии) . Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые гравюры нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и др. В 17 в. господствовали репродукционная гравюра резцом (во Фландрии — П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во Франции — К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера портретной Г. , отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий — остро гротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистический пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильон
  • Зарождение живописи, скульптуры, рисунка, орнамента, архитектуры происходит где-то на заре человечества: можно считать, что они существуют столько же, сколько и сам человек. Гравюра же возникает вдруг, на позднем этапе истории. Мы даже знаем более или менее точное время ее появления — рубеж XIV и XV веков. Предпосылки к появлению гравюры кроются в духовной атмосфере Европы начала XV века; оно связано с концом средневековья, с изменением самого характера европейского искусства Что такое гравюра? Оттиск на бумаге или заменяющих ее материалах, сделанный с деревянной, металлической или каменной доски, специальным образом обработанной мастером и покрытой краской. Таково самое общее определение гравюры с точки зрения технологии. И, однако, этот простой принцип породил огромное количество видов, подвидов, разновидностей гравирования. В течение всей истории гравюры рождаются и отмирают гравюрные техники. Можно даже решиться утверждать, что каждый новый стиль в европейском искусстве связан с той или иной техникой гравюры. Но от этих видов искусства гравюру отличает как раз то качество, которое роднит ее с рисунком: гравюра всегда вступает в особое, интимное взаимоотношение со зрителем. Гравюра — и размером, и тиражностью — предназначена к тому, чтобы он, зритель, оставался с ней наедине, держал ее в руках, подробно вглядывался в мельчайшую деталь изображения. Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец. В этом техническом дуализме повинно время ее появления — конец средневековья и начало Ренессанса. К северу от Альп господствует гравюра на дереве, и в ее яркой декоративности, отчетливой контрастности языка, максимальном стремлении к экспрессивности образа, к драматизму, обобщению, выделению основного — во всем мы видим характерные черты средневекового художественного мышления Резец — первая из репродукционных техник гравюры. В этом своем качестве он зарождается в Италии; уже Боттичелли делает рисунки для гравюр и Бальдини переводит их в резец, школа Мантеньи воспроизводит рисунки своего учителя. На Севере репродукционная гравюра появилась позднее, там были копиисты — Израэль ван Мекенем или Венцель из Ольмютца, копировавшие Шонгауера или Дюрера, но не репродукционисты. Можно предположить, что в этом вообще сказывается протестантское, северное происхождение гравюры, где она гомогенна, тогда как на юге она первоначально только средство — почему там раньше улавливают ее репродукционные, популяризаторские возможности. Однако история собственно репродукционной гравюры начинается с Маркантонио Раймонди. Под воздействием гравюр Дюрера он выработал схему штриховедЕния, пригодную для перевода скульптуры или картины с отчетливой пластикой в гравюрную репродукцию. Он создавал при этом как бы сеть линий, позволяющую ему передавать выпуклости и вогнутости форм, минуя другие, более личностные свойства оригинала (колорит, фактура, взаимоотношение формы и света и т. п. ) Гравюра, несмотря на все свои художественные качества, существовала в эстетическом сознании как «малое искусство» , находящееся в том или ином отношении к искусству «большому» . Это своего рода тяготение к другим видам изобразительного искусства можно проследить во все эпохи. Так, ранний итальянский резец ориентируется на современное ему монументальное искусство; в ксилографиях Дюрера отражается синтетическая насыщенность средневековой фрески; офорт и кьяроскуро XVI века — это отзвук живописности и изменчивости маньеристической картины; офорт XVII века ищет свой язык для выражения величественности, свойственной барочной живописи, и т. п. Этим же отчасти объясняется расцвет репродукционной гравюры в XVIII веке: она следует за станковой картиной, она как бы «прислоняется» к живописи.



Предыдущий:

Следующий: