Что за профессия МАРКЕТОЛОГ? Каков круг его обязанностей?


Что за профессия МАРКЕТОЛОГ? Каков круг его обязанностей?

  • Маркетолог – (англ. – market – рынок) – исследующий рынок: изучает, прогнозирует и формирует спрос на товары и услуги, определяет перспективы сбыта, отслеживает конкурентную среду и т. д. ; требуется специальное образование (в основном экономическое) . Обязанности маркетолога это: — исследование рынка — анализ информации — выдача рекомендаций. Несмотря на краткость описания — очень-очень непростая работа. Методов много, конкуренты не дремлют, и задача маркетолога — постоянно мониторить рынок — анализировать все: продажи конкурентов, их деятельность, рекламу, участие в выставках, анализировать покупателя, давать количественные и качественные оценки и многое-многое другое. Рынок меняется каждый день. И то, что было актуально вчера уже не актуально сегодня.
  • Дело в том, что в условиях ужесточающейся конкуренции на всех сегментах российского рынка ни одна организация не может себе позволить работать без маркетологов. В крупных компаниях создаются целые отделы, а небольшие фирмы ограничиваются одним специалистом. Но вообще без маркетолога в настоящее время не рискует работать ни одна серьезная компания. Определение специальности «маркетолог» дано в государственных образовательных стандартах России. Согласно им, «маркетолог — специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие организации в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и организации». Конечно, четкого списка данных обязанностей нет, но мы попытаемся обобщенно их сформулировать: — тщательное изучение товара или услуги своей фирмы и ее особенностей; — изучение потребителей данного товара или услуги, их сегментация; — изучение рынков сбыта и их специфики; — анализ конкурентов и их деятельности; — прогноз спроса и его динамики; — формирование товарного ассортимента; — участие в ценообразовании и др. Для успешной работы маркетологом необходимо наличия ряда индивидуальных особенностей. Это, прежде всего, аналитическое мышление, четкая логика, организаторские способности, хорошие коммуникационные навыки, креативность, инициативность и эмоциональная устойчивость. Необходимо также наличие специального высшего образования и хорошие знания по ряду смежных областей: социология, психология, история, законодательство и пр. Поэтому профессионалы в области маркетинга советуют получать сначала базовое экономическое образование, а затем — второе маркетинговое. Хорошее образование в области экономики и маркетинга сегодня можно получить в МГУ, Академии им. Плеханова, Высшей школе экономики, АНХ, Финансовой Академии и других вузах. Кроме того, маркетолог должен быть продвинутым пользователем, а иногда даже знать азы программирования. Ведь данная профессия связана с обработкой и анализом больших массивов информации. Необходимо хорошо владеть пакетом специальных программ по обработке данных. Поэтому без специализированных компьютерных курсов хорошему специалисту не обойтись.
  • Современный рынок абсолютно непредсказуем. И, тем не менее, он живет по строгим законам. Знать их, чтобы «использовать» для достижения максимального результата в бизнесе – вот главная задача маркетолога. Холодный расчет или интуиция? «Максимальный результат» – понятие широкое. А чем же конкретно занимается этот специалист? На первый взгляд, работа их выглядит довольно нудно. Сиди и изучай, какие изменения происходят на мировом рынке, на сколько вырос рекламный бюджет фирмы-конкурента, во что это может вылиться и как повлиять на развитие бизнеса. С другой стороны, каждая задача, которую они решают, требует творческого подхода. Как создать марочную продукцию, каким образом правильно провести рекламную компанию, как совершенствовать товар, через кого организовать и наладить эффективную дилерскую систему, где проложить путь для скорейшего продвижения товара… «Работа маркетолога – это сочетание системы и непосредственно характера человека, — точно подметила Нина Перикалина, зав. кафедрой Российского государственного технологического университета имени Циалковского (МАТИ) — В ней две стороны –технологии и искусство. Разработка стратегий, брендинг – это технология, содержание процесса. А искусство – это уже работа с людьми, которая требует души и таланта, воображения. Ведь привлечение покупателей — это общение, игра, шоу» . Ажиотажный спрос Маркетолог считается одной из самых перспективных специальностей. Это подтверждает и открытие в вузах все новых специализированных кафедр и факультетов, где из молодых людей, как обещают педагоги и администрация, сделают «гениев в области управления рынком» . «А надо ли учиться маркетингу? И можно ли вообще ему научиться? » — наиболее часто задаваемый вопрос на Дне открытых дверях в вузах. Вот мнение Юли Максимовой, студентки 3 курса, Института Мировой Экономики и Бизнеса: «Маркетингу учиться – это пустая трата времени и денег. Чему тут можно научить? Нет никакой конкретики, все равно приходится уповать только на собственное чутье, интуицию и смекалку. Я уже в этом убедилась. В институте нас учат математическому анализу, статистическому инструментарию, рекламный бюджет изучаем, даже планирование крупномасштабных операций в рамках экономических программ. А мне кажется – ну зачем все это? На самом деле, как ты себя «поставишь» в фирме, так и будут воспринимать твою деятельность. Если директор не верит в твои отчеты, пусть у тебя хоть сто дипломов будет – не поможет» . Ей оппонирует уже состоявшийся специалист: Ольга Прокофьева, менеджер отдела маркетинга коммуникативной группы «Максима» : «Маркетинг – это понятие метафизическое. Где границы этой специальности, я лично до сих пор не знаю, хотя мой стаж работы в этой области – пять лет. Маркетинговые исследования – это невероятно интересная профессиональная жизнь. Хотя учиться на маркетолога в действительности не особенно весело, скорее наоборот. Я склонна думать, что настоящие профессионалы «вырастают» не на студенческой скамье, а уже в процессе работы. «Семечки» же будущих ростков появляются на стадии специального образования. Даже если не научат ничему конкретному (в некоторых вузах преподавание маркетинговых дисциплин весьма туманно) , у молодых людей будет мощная теоретическая база, на которой уже легче выстроить дальнейшее практической обучение. Без этих знаний вы останетесь самоучкой, и даже если добьетесь подлинного успеха, то очень не скоро. Правильно «преподнести» себя, убедить руководство в том, что маркетинг – не ваша личная блажь, а экономически необходимый шаг для развития данного бизнеса, можно только тогда, когда есть чем аргументировать. А само умение не придет – этому научит высшая школа» .
  • Маркетолог-Сука, ууумный! Думает за хозяина — как продать все подороже, и сколько надо бабок для рекламы !



Предыдущий:

Следующий: