Что вы знаете об эпохе дземонджидай, о стиле дземон ?

Что вы знаете об эпохе дземонджидай, о стиле дземон ?

  • История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад искусством периода Дзёмон (3000-400 гг. до н. э.) , и начало это было столь ярким, что трудно поверить, что племена охотников и собирателей могли создать столь сложные в техническом отношении и художественно совершенные произведения. Собственно термин «дземон» означает «витая веревка» и возник в связи с приемом изготовления этих крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием глиняных жгутов.
  • Эпоха неолита Японии представлена культурой Дземон (от 10 до 2,5 тысяч лет назад) . Культура Дземон подразделяется во времени на несколько периодов: начальный, ранний, средний, поздний и финальный. Каждый характеризуется определенными чертами материальной культуры, хозяйства, социальной структуры общества. На каждом археологическом памятнике культуры Дземон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов. Коллекции дземонской керамики являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии. По мере усложнения хозяйственной жизни, развития технологий и производств, в частности, технологии гончарства, начинается постепенный процесс выделения особо искусных мастеров, изготовлявших керамическую посуду не только для себя и своих семей, но и для соседей по поселку, а, возможно, и для жителей других деревень. Посуда начального и раннего Дземона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме — емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах.
  • Древнейшие памятники японского искусства относятся к эпохе Дзёмон. Дзёмон — культура охотников и собирателей VII — I тысячелетий до н. э. Исследователи подразделяют Дзёмон на пять периодов: Архаичный, Ранний, Средний, Поздний и Позднейший. Но первые глиняные сосуды с ногтевым, или шнуровым, орнаментом в виде нацарапанных линий появились еще раньше. Мягкий податливый материал — глина — неизбежно пробуждал творческую фантазию древних охотников и рыболовов. Декоративный элемент этих глиняных сосудов знаменует собой рождение японского искусства. Самые древние из сосудов, восходящие к так называемому периоду Протодзёмон (VIII — середина IV тысячелетия до н. э.) , выражают только поиски пластической формы. На вылепленный из грубой глины неровный остродонный или круглодонный конусообразный горшок накладывался спиралью соломенный жгут, оставлявший на, сырой глине зыбкий зернистый след и волнистые поперечные линии. Сначала это делалось для укрепления поверхности сосуда, а затем и в целях украшения. Иногда сама форма изготовлялась из веток и тростника, а затем изнутри обмазывалась глиной: при обжиге форма выгорала, и на глине оставался орнамент в виде отпечатка естественной основы. Иногда рисунок процарапывался по сырой глине палочкой или раковиной. Формы сосудов, равно как и символика орнамента, обогащаются и варьируются на протяжении раннего и особенно среднего периодов Дзёмон (IV — середина II тысячелетия до н. э.) Несложный узор сменился пышным лепным декором. Самые крупные сосуды стали достигать почти метровой высоты, их уже трудно было перемещать, они предназначались скорее для созерцания, чем для утилитарных целей. Узор получали, накладывая на влажную глину сложно переплетенные глиняные жгуты и пластины. Прихотливые изгибы, наросты и спирали иногда покрывали все тулово сосуда, но большей частью сосредоточивались у венчика, разрастаясь, подобно ветвистой кроне дерева. Буйное разрастание орнамента стало главной отличительной чертой керамики среднего Дзёмон. Узоры словно воспроизводят стихийную необузданность природных сил. Сосуды поражают своей фантастичностью. Они кажутся порождением грозных сил, скрытых в недрах гор, в океанских глубинах. Оформление глиняных изделий позднего и позднейшего периодов Дзёмон (конец II — середина I тысячелетия до н. э. ) свидетельствует о том, что па стадии перехода от неолита к бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свой универсальный символический смысл. Сосуды группы Камэгаока демонстрируют улучшение техники обжига, обработки глины, более тщательную и рафинированную отделку поверхности. Их размеры уменьшаются, формы становятся более простыми и утилитарными, узоры приобретают плавность и уравновешенность. Появляются разнообразные красители, вводится лощение. С освоением техники бронзового литья глина перестала быть единственным материалом для изготовления ритуальных предметов, а керамические сосуды, вытесненные из круга уникальных культовых сокровищ, в большинстве своем перешли в разряд предметов обихода. Интересно подчеркнуть, что мастера Дзёмона использовали для выражения своих художественных идей глину, тогда как художники охотничьих культур каменного века в Европе и Западной Азии делали рисунки на камне и из камня же вырубали скульптуры. Глиняная посуда и глиняные статуэтки были присущи земледельческим, а не охотничьим племенам неолита. Налицо явный парадокс: искусство древних японских охотников Дзёмона оказывается по своему характеру ближе искусству континентальных земледельческих племен. Центрами культуры Дзёмон были остров Хоккайдо и северная часть острова Хонсю, Пожалуй, памятники Хоккайдо ярче всего свидетельствуют о евразийском (сибирском) происхождении Архаичного Дзёмона. о необычном для неолита соотношении функционального и декоративного в керамике этой эпохи. Здесь же появляются и первые каменные фигурки — догу, изображающие прежде всего богинь плодородия, подобных таким же богиням древнеевропейских культур.
  • ничего



Предыдущий:

Следующий: