Что такое ведута?


Что такое ведута?

  • Определений этому слову много! : Словарь.. . Стиль живописи. . Фамилия… . Выбирайте ответ сами…!
  • С творчеством венецианских мастеров XVIII века Дж. А. Каналетто, Б. Беллотто, М. Мариески и Ф. Гварди связан расцвет ведуты — документально точного «портретного» изображения местности, наделенного к тому же поэтической одухотворенностью. Истоки ведуты уходят еще в XV столетие (В. Карпаччо, Дж. Беллини) , продолжаются в XVII (В. Кодацци, И. Хейнтц) . Зачинателями ее были голландец Г. ван Виттель, переехавший в Италию, и Л. Карлеварис из Удине, работавший в Риме и в Венеции. Венецианские ведуты, испытавшие воздействие театра, «сценичны» даже в своих композициях. Они невольно выстраиваются в своеобразные видовые кадры-картины, тем более, что художники любят горизонтали и не ограниченное справа и слева пространство, применяя прием «идущей на зрителя» перспективы, благодаря чему передний план становится подобием сценической площадки. Ведута — специфический жанр XVIII столетия, в то же время она теснейшим образом связана с исканиями великих мастеров Италии XV и XVI веков, традиции которых хранило театрально-декорационное искусство (Каналетто и Мариески занимались театральной декорацией) . Джованни Антонио Каналь (1697— 1768) или Каналетто, глава венецианской школы ведутистов, был рано признан современниками выдающимся мастером этого жанра. Они отмечали, что насыщенный цвет и равномерное освещение делали его «живопись светозарной, радостной, прозрачной и восхитительно тщательной» . Английский консул в Венеции Д. Смит способствовал поездке Каналетто в Англию. Созданные в Лондоне и по возвращении оттуда пейзажи Каналетто (например, виды Темзы) отличаются от более ранних венецианских. Они почти одноцветны, преобладает ощущение пронизанного светом пространства. Влияния Кана-летто не избежал тогда ни один пейзажист — они использовали офорты мастера и повторяли композиции его картин. Помощником и учеником художника был его племянник Бернардо Беллотто (1720—1780), также прозванный Каналетто, но сумевший сохранить творческую индивидуальность. Он работал не только в Венеции, но и во многих других городах Италии. В конце 1740-х годов художник навсегда покидает родину, живет в Вене, Мюнхене и много лет в Варшаве. (Кстати, по изображениям на этих полотнах восстанавливалась польская столица после второй мировой войны. ) В ведутах Беллотто значителен интерес к бытовым сценам. В то же время у него много пейзажей, художник ищет мотивы и вне города. Панорамные изображения, созданные Беллотто, делают его своеобразным предшественником приемов кинематографии. Интерес к естественному освещению, предпочтение, которое он отдавал холодным серовато-зеленым тонам, сам характер живописной манеры — все это предвещает реалистический пейзаж XIX века. Последним выдающимся мастером ведуты был Франческо Гварди (1712—1793). Его пейзажи — это поэтическое впечатление от города. В них — удивительное ощущение света и воздуха, трепетность цветовых бликов. Яркими пятнами на картинах выделяются одна или несколько небольших фигур. Живопись художника открывала новые возможности для дальнейшего развития пейзажа во второй половине XIX века.
  • Ве’дуга — река, протекающая по территории Семилукского района Воронежской области, приток Дона. Река несудоходна. Лодок на ней наблюдать тоже не приходилось, хотя на них по ней можно плавать. Внешне река представляет собой обычную небольшую речку срединной России. Она довольно извилиста. Река почти на всем своем протяжении не шире 10—15 метров. Глубина не более 3 метров (в самых глубоких омутах) . Дно местами песчаное, есть пляжи, но в основном илистое, за несколько лет может полностью поменяться фарватер. На месте ямы может возникнуть мель, так что можно пешком перейти, а может вырасти яма. Берега в основном небольшие обрывчики 1—3 метра. Вдоль реки много болотистых низменностей. Почти все берега заселены. Селения тянутся почти непрерывной цепью. В районе города Семилуки Ведуга с разных сторон омывает село Ендовище на большом своем протяжении. В реке водятся раки, налим, щука, уклейка, карась. Население любит отдыхать на ее берегах. Впадает Ведуга в Дон в 20 км выше города Семилуки.
  • документально точный архитектурный, городской пейзаж. Жанр сложился в Венеции в XVIII в. , его основоположником считается Каналетто (1697-1768), который стал создавать офорты с видами Венеции для туристов. Для точного воспроизведения видов художниками использовалась камера-обскура. В России родоначальником архитектурной ведуты был Ф. Я. Алексеев (1753/1754-1824). [Ит. veduta — (букв. ) увиденная, от vedere — видеть < лат. videre -- видеть. ] XVIII век - век бурного развития точных наук, знание которых пронизывало все области освоения окружающей действительности, в том числе и искусство. В это время широкое распространение получает возникший еще в XVII веке особый тип картины - так называемая ведута - топографически точный архитектурный пейзаж определенного места. Постепенно характер ведуты претерпевал изменения. В ряде случаев она расширилась до панорамы определенной местности. С другой стороны, живописное описание мира уступало место документализму, что более характерно уже для искусства XIX века. Известно, что в 1806 году в Москве выставлялась панорама Парижа и предполагалось выполнить панораму русской столицы, что, видимо, и было осуществлено архитектором Франческо Кампорези в 1808 году. В газетной хронике за 1820 год мелькают сообщения о выставляемых в Петербурге исполненных с натуры панорамах Парижа, Вены, Гамбурга. Среди художников, создававших подобные эффектные зрелища, приобрел известность профессор Венской Академии художеств Штейнигер. Его панорамы Парижа и Гибралтара свидетельствовали о несомненном прекрасном владении перспективой и живописном мастерстве автора. Ободренный успехом, Штейнигер задумал снять панораму Петербурга и даже облюбовал место, с которого он мог бы осуществить свой замысел, а именно - Академическую обсерваторию, то есть башню Кунсткамеры на Васильевском острове. Трудно сказать, что помешало ему выполнить эту работу. Но именно в 1820 году полную панораму Петербурга представил Анжело Тозелли, которому так же, как за столетие до него петровскому граверу Алексею Зубову, удалось создать не отдельные перспективные картины, а цельный художественный образ города на Неве. Но у Тозелли был и непосредственный предшественник, близкий ему по задачам и по духу творчества - талантливый живописец Федор Алексеев, обучавшийся в петербургской Академии художеств и у перспективистов Венеции. Образ города, созданный Тозелли, возможно, менее поэтичен, чем Петербург на многочисленных архитектурных пейзажах Алексеева, но и у Тозелли он чрезвычайно интересен по широте замысла и техническому исполнения. Анжело Тозелли (?-1826) происходил из Болоньи - города с большими художественными традициями, родины многих театральных художников. Тозелли быстро приобрел известность, работая театральным декоратором, и стал признанным авторитетом в этой области. Именно у него в Риме учился искусству перспективы О. А. Кипренский (1782-1836). Контракт с Тозелли на работу в качестве театрального декоратора был заключен в Риме 7 ноября 1816 года. Ангажировал его на три года директор императорских театров А. Л. Нарышкин, озабоченный судьбой декорационной части театров, поскольку "она не могла надеяться на г-на Гонзаго по старости его лет, а г-н Коноппи не мог достойно заменить ни сего славного живописца, ни умершего Корсини". Следует заметить, что с именами трех упомянутых художников, и особенно первого из них, связан расцвет театрально-декорационной живописи в России на рубеже XVIII и XIX столетий. Определившись в Дирекцию Императорских театров, Тозелли выполняет одну декорацию за другой. Он пишет то римскую площадь, то готическую галерею и т. п. - весь набор героико-романтического фона сценического действия той поры. Правда, художник пробыл в России всего три года и не оставил заметного следа в истории русского театрального искусства. Но сохранилась Панорама Петербурга, которая сделала его имя известным.
  • ВЕДУТА (итал. veduta), в искусстве 18 — нач. 19 вв. — городской пейзаж (обычно топографически точный) .



Предыдущий:

Следующий: