Что такое пестушка и потешка


что такое пестушка и потешка

  • Мать, например, сажала ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводила их встороны под «аккомпанемент» подходящей пестушки. nhkt.narod.ru
  • http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/470 http://qalib.ru/answer.php?title=1-461 ********************************** Пестушки Когда малыш только что проснулся, но еще вял и пребывает в полусонном состоянии, ему нужно помочь «встряхнуться» , отойти ото сна, преодолеть дремоту и выйти на уровень активного бодрствования. Народная традиция закрепила ряд процедур, направленных на активизацию нервных процессов, восстановление кровообращения и возбуждение жизнедеятельности организма. К ним относится, прежде всего, старое, но незаменимое средство – массаж. Еще в древние времена были найдены основные приема массажа младенцев, своеобразно закрепленные и в пестушках – одном из видов устного народного творчества. Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать. При использовании пестушек взрослый сам выполняет действия ручками и ножками малыша. В период, когда малыш еще не умеет координировать свои движения мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками ____Маленький, потянись, Вдоль расти, поперек, Расти умненький, разумненький. _____ Потешки Среди неистощимого богатства методов и средств физического развития и воспитания детей раннего возраста выделяются так называемые потешки, применяемые в системе народного воспитания, как правило, в конце первого- начале второго года жизни ребенка. Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики. Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев. Важно отметить, что в игре ребенка не просто обучали достаточно сложным и тонко координированным движениям, но одновременно закладывали первичный словарный понятийный запас малыша. И совершенно не случайно все действия с малышом сопровождались словами. Это делалось не только с целью развлечь малыша или попросту отвлечь его от какого-либо физического неудобства, переключить его внимание на другой раздражитель (вспомните, как мы сегодня, пытаясь накормить ребенка нелюбимой им манной кашей, развлекаем его всякими песенками и прибаутками: лишь бы еще одну ложечку съел! ) Для нас гораздо более важно, чтобы слово закрепило ритмику, последовательность движений, дало особый знак действиям и вещам и тем самым способствовало развитию умственных способностей ребенка. Сегодня врачи-логопеды знают, что если раннего возраста говорить с малышом нормальным русским языком, то и он начинает говорить раньше, причем не отдельными словами, а целыми фразами. Более того, в будущем такие дети чаще всего обходятся без логопедов, потому что у человека очень рано проявляется особая память – память на фонеизнесение звуков родной речи. Именно в раннем возрасте закрепляется этническое своеобразие языка. В этом плане младенчество является критическим периодом для развития речи. Обыгрывая в процессе произнесения потешки названия различных частей тела, мать рано приучала ребенка к их осознанию, формируя в его понимании у него соответствующую «схему тела» . Дотрагиваясь до тех или иных органов, мать называла их, весело приговаривая: Нос лепешкой! Нос лепешкой! Щечки-булочки у нас.
  • Малые фольклорные формы, чаще всего четверостишия, адресованные грудным малышам, для их успокоения и развлечения.
  • Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора



Предыдущий:

Следующий: