Что такое омулёвая бочка? Где найти чертежи славного корабля?


Что такое омулёвая бочка? Где найти чертежи славного корабля?

  • Интересно…
  • Когда около трёх столетий назад русские люди пришли на берега озера, здесь уже царили духи и божества, освящённые бурятскими верованиями. Славяне пришли со своими божествами, и этот синтез культур вызвал к жизни занимательнейшие сюжеты. Заслуга Василия Пантелеймоновича в том и состоит, что он сумел познать, отыскать истоки верований — и бурятские, и якутские — и дать своё, славянское, понимание феномена Байкала. Не случайно в его сказках живут и русские персонажи, прекрасные богатыри, рыболовы. Это мечта народов Сибири, живущих вокруг Байкала, – о бездонной омулёвой бочке, способной накормить всех добрых людей.
  • Легенды о Байкале. Омулевая бочка.
  • Случилось это очень давно. Но русские тогда уже промышляли омуля на Байкале и в рыболовецком деле не уступали коренным жителям Славного моря — бурятам да эвенкам. А первым среди умельцев-добытчиков значился дедко Савелий — недаром в вожаках полжизни проходил и морем кормился сызмальства. Крепко свое дело знал старый рыбак: подходящее место найти и время для лова выбрать верное — это уж из его рук не выскочит. Родову свою дедко Савелий вел от рыбаков поселения русского Кабанска. А кто не знает, что кабанские рыбаки по всему Славному морю за самых фартовых считались! Излюбленным угодием дедка Савелия был Баргузинский залив, где он и неводил чаще всего. Плес этот близок от Кабанска, но байкальскому рыбаку приходится выезжать зачастую и дальше: в поисках омулевых косяков на одном месте не засидишься. Вот здесь-то как-то утром после удачного замета рыбаки позавтракали жирной омулевой ушицей, напились крепкого чаю и расположились у моря на отдых. И потекла у них беседа о том, о сем, а больше — о той же рыбе, о ее повадках, о тайнах морских глубин. А был в этой артели особо пытливый парень, большой охотник послушать бывалых рыбаков, у которых уму-разуму набраться можно. Хлебом молодца не корми, а уж если что запало в душу — дай разобраться, без этого и спать не ляжет, себе и людям покоя не даст. Звали парня того Гаранькой, а родом он был откуда-то издалека, потому и хотелось ему побольше узнать о Славном море. Неспроста он дедка Савелия держался близко и все норовил выведать у него что-нибудь, донимал вопросами всякими, а у того и в привычке не было, чтоб с ответом медлить: всегда человека уважит. И на этот раз Гаранька сидел рядом с дедком Савелием и слушал все, о чем он рассказывал, а потом вдруг и спросил его: — А правда, что здешние ветры имеют власть над рыбами? На это дедко Савелий ответил не сразу. Поглядел он на Гараньку с удивлением и спросил: — О бочке, что ль, прослышал? Гаранька того больше удивился. — О какой такой бочке? Ничего не знаю. . . — Есть такая. . .омулевая. Особенная она, бочка та. Волшебная. . . У Гараньки даже дух захватило от услышанных слов, он и пристал к дедку Савелию: — Так расскажи о ней. Расскажи, дедко!
  • «Славное море — священный Байкал»? Скорее всего, в песне имеется ввиду рыболовецкий струг — и по форме, из-за пузатых бортов, напоминающий бочку ( «Его основной особенностью был угловатый обвод опругов — шпангоутов, ребром деливший корпус на поверхности слегка разваленных бортов и плоского, несколько приподнятого в нос и корму, дна.. . -© h ttp://[ссылка появится после проверки модератором] ) и нередко наполняемый омулем — эндемиком Байкала.. . А конструкцию сей «бочки» найти несколько затруднительно, ибо Яндекс по запросу «струг конструкция» даёт 13 тысяч страниц ссылок.. . По первым 10-и найденным обнаружил только описания, вот как в указанной выше статье.
  • Древесина кедра обладает несильным, но очень стойким запахом, сохраняющимся многие десятилетия и даже столетия. В платяном шкафу из древесины кедра не заводится моль, из хвойных только кедровая древесина пригодна для упаковки пищевых продуктов. Так омулевые бочки всегда делали из кедра.
  • Съездите в Иркутск-там в музее покажут и бочку и чертежи того корабля!…
  • В основе известной песни лежит стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) «Дума беглеца на Байкале». «Славный корабль, омулевая бочка» — в данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню.. . Основным промысловой рыбой на Байкале являлся омуль. Случалось, что в июле за одну тоню выбирали до 50 бочек омуля (в одну бочку входило в среднем до 20 пудов) . Кроме того, вылавливали хариуса, осетра, тайменя, сига. Пойманную рыбу в основном засаливали. Технология приготовления рыбы была примитивной, засолка производилась неаккуратно, грубой каменной солью, дающей значительный осадок, что очень сильно снижало вкус рыбы. Из всех бондарных изделий была наиболее распространенной – бочка. Говорят, что раньше в омулевой бочке можно было засолить 500 омулей, современных же омулей здесь может поместиться несколько тысяч. Начиналась она с выбора добротного дерева. Искали дерево постарше, ведь чем оно старше, тем крепче посуда. Широко известное в прошлом сибирское топленое масло транспортировалось в бочках из кедровой клепки. Из нее же делались омулевые бочки. На стандартную кадушку шло 30-35 лотков. Лотки тщательно просушивались. Бондарь потом стягивал и дотягивал лотки, получая в итоге бочку. В течение нескольких дней её сушили, затем закаливали изнутри (наполняли стружками, поджигали их и перекатывали изделие с бока на бок до тех пор, пока лотки не приобретут золотистый цвет) . Затем осаживали на обручи, чтобы лотки плотно прижались друг к другу. У мастера это получалось настолько ловко, что поначалу казалось — его бочки выдолблены из цельного дерева. Изготавливали бочки, разные по объему. По словам мастеров, как ни крути, а минимум семь дней работы одной кадушке отдай. Зато потом много лет покупатель был благодарен ее создателю. Но это было давно. Сегодня бочками почти не пользуются.. . Но если все же нужны инструкции по производству, то добро пожаловать на ЭТОТ САЙТ. [ссылка появится после проверки модератором] http://pressa.irk.ru/sm/2004/50/014001.html http://www.a-pesni.golosa.info/popular20/slavnoemore.htm http://museum.npstoik.ru/actions/comp_20062007/view_project.aspx?prjid=271&compid=1 http://www.mrmz.ru/article/v68/a/kedr.htm
  • В основе песни — стихотворение сибирского учителя, краеведа и литератора Дмитрия Давыдова (1811-1888) «Дума беглеца на Байкале», опубликованное им в 1858 году в Петербургской еженедельной газете «Золотое руно». В 1863 текст песни «Славное море — священный Байкал» появляется в «Современнике» в статье «Арестанты в Сибири» как образец арестантского творчества — то есть, уже к 1863 году песня стала народной. Первоисточником мелодии, как и мелодии студенческой песни «Медленно движется время», называют припев польской повстанческой песни «За Неман», хотя они не особо похожи. Некоторые сборники указывают автором музыки Ю. Арнольда — возможно, он обработчик мелодии, или в данном случае имеется в виду какой-то другой мотив. На практике исполняется 5 куплетов (в авторской версии — 11). В 1941 песня обработана Г. Свиридовым для голоса со смешанным оркестром. Славный корабль, омулевая бочка. В данном случае это не метафора, а реальная ситуация: герой пытается переплыть Байкал, используя вместо лодки большую бочку от омуля, иронизирует над собой и поет эту песню. Хлебом кормили крестьянки меня.. . Местное население снабжало беглецов в пути следования — таков был обычай, причем не только в Сибири, а и далее, в Приуралье. Короленко в воспоминаниях пишет, что в Пермском крае, где он отбывал ссылку, в XIX веке было принято на ночь выставлять у дома молоко или хлеб «для беглых из Сибири». Шансы встретить там беглого были небольшие, но обычай соблюдался. СЛАВНОЕ МОРЕ, СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ…
  • СЛАВНОЕ МОРЕ Любимые песни Сергея Иваныча Герман ДРОБИЗ Не всякому поведает Сергей Иваныч свое непростое прошлое. А только тому, кто нальет. Кто поднесет стопарик-другой, даст закусить ржаным ломтем, сельдяным хвостом. Опрокинет он стопарь, занюхает хлебушком, жевнет сельдяной хвостик, вздохнет: – Это не рыба. Кто байкальского омуля не едал – рыбы не видал. Байкал, скажу тебе, мил друг, славное море. Удивительное, легендарное. Священное, можно сказать. Славное море – священный Байкал. И удивительное во многих отношениях. На чем, думаешь, удобнее всего пересечь Байкал? На лодке? На паруснике? Представь, самый славный тамошний корабль – бочка из-под соленого омуля. Славный корабль – омулевая бочка! Сам убедился, когда бежал с каторги. А подсобил мне один старый товарищ. Объяснил, как от горной стражи спастись, чтобы пуля стрелка миновала. Как в тайге от зверя не сгинуть. Как идти по дальним селам, где крестьянки будут снабжать хлебом, а парни – махоркой. – Ладно, – говорю, – но как я Байкал переплыву? Кто же возьмет на борт беглого каторжника? – Чудак, – отвечает, – выйдешь на берег, там полно омулевых бочек. Садись в любую, наладь парус из тряпья – и плыви с богом. Прав оказался товарищ! Как сейчас помню: соорудил парус из своего кафтана – и поплыл! Плыву и от радости ору: “Славное море – священный Байкал! Славный корабль – омулевая бочка! Славный мой парус – кафтан дыроватый! ” …Эх, был бы талант, сочинил бы про свой побег песню. Такую душевную, чтобы ее весь народ полюбил и запел. Но нету таланта. Жаль.. . Наливай! ЕКАТЕРИНБУРГ © «Литературная газета», 2001



Предыдущий:

Следующий: