Что такое маца? Слышал, что блюдо еврейское, но что это?


Что такое маца? Слышал, что блюдо еврейское, но что это?

  • Тонкий пресный бездрожжевой хлеб из муки и воды толщиной 2-3 мм, из которого делают хрупкие крекеры различных размеров. Обычно употребляется во время еврейской пасхи, песаха, когда употребление дрожжевого хлеба запрещено. Выпекается на особой жаровне по типу вафлей, без масла, между двух раскаленных металлических поверхностей. Мацу подают за столом, а также перемалывают в мелкую муку, из которой потом пекут торты и печенье. Перемолотая маца может быть мелкого и грубого помола. Для Песаха мацу готовят по специальным правилам, и на упаковке всегда специально указывается «Кошерная для Песаха». В отличие от лаваша — другого вида ближневосточного хлеба — маца представляет собой в готовом виде плотную ломкую пластину совершенно белого, мучного цвета. Маца, или просфора, появилась во время исхода евреев из Египта. Первые мацы значительно отличались от современных, которые теперь можно купить в супермаркетах. Их лепили вручную и выпекали в общинных пекарнях. Они были круглые или овальные намного толще, чем теперь. Богатые покупатели подкупали пекарей, чтобы они делали мацы тоньше. Квадратные мацы, позднее названные американскими, впервые испекли машинным способом в Австрии в 1857 году. Вплоть до 1912 года мацы не выпекали в Лондоне, их ввозили с континента. В Италии женщины первыми придали мацам идеальную овальную форму и украсили их, так что маца выглядела как произведение искусства.
  • это пресный хлеб…только вода и мука…
  • Хлеб их.
  • это хлебушик еврейский6жутко не вкусный\
  • Ну тут и без меня все рассказали. Но мои русские подружки всегда ждут когда мне пришлют мацу с Израиля. Я заказываю и на их долю
  • Наши отцы и деды в советские годы выстаивали за ней очереди, сравнимые только с очередями за дефицитной икрой или на выставки западного искусства, а еще раньше — с риском для жизни изготовляли ее в гетто на территории, оккупированной нацистами, и в лагерях ГУЛАГа. Вопрос о ее выпечке или доставке из-за рубежа решался порой на уровне Политбюро ЦК КПСС и руководства КГБ. Все это относилось к маце — непременной части пасхального сейдера и вообще празднования Пейсаха. Само слово «маца» (на иврите «мацот» ) означает в буквальном переводе «выжатое» или «лишенное влаги» . Этим словом именуются лепешки, изготовленные из незаквашенного теста, являющиеся для верующих евреев единственным видом хлеба, разрешенного к употреблению в течение праздника Пейсах. Употребление мацы напоминает евреям о том, что во время Исхода их предки «испекли тесто, которое вынесли из Мицраима, лепешками пресными, ибо оно не стало квасным; ибо изгнаны были они из Мицраима и не могли задержаться» (Шмойс, 12:39). Поэтому даже сейчас в состав мацы входят лишь два компонента — мука и вода. Все остальное (даже соль) добавлять запрещено. В связи с этой непритязательностью Тора также называет мацу «лехем они» («хлеб скорби» или «хлеб скудности») . Употребление мацы напоминает евреям о том, как их предки, положившись на помощь Всевышнего, вышли из Египта, не сделав даже продовольственных запасов. Потому в книге «Зогар» , одном из основополагающих трудов, на котом базируется кабала, маца именуется «пищей веры» . Там же объясняется, что подобное отождествление во многом построено на том, что вера представляет собою своеобразное «отражение» мацы — она также включает в себя лишь два элемента: смирение и покорность, и ничего более. Считается, что еврей, употребляющий мацу, каждый раз подчеркивает неизменность решения своих предков об исходе из Египта и совершает свой личный «Исход» из «Египта» материального мира. Есть и другое толкование причины употребления мацы в Пейсах. Оно уводит нас к временам сотворения мира. Согласно этому толкованию, тот запретный плод, который Адам вкусил с Древа Познания, представлял собою не яблоко, а пшеничное зерно. Вкусив его, первый человек утратил представление о Творце. Таким образом, поедая мацу в Пейсах, мы исправляем ошибку Адама. Одновременно, поскольку каждый человек подобен Адаму, а праздник Пейсах — началу нового жизненного цикла, то употребление мацы — это возможность обновить и поправить свое еврейство, как образ жизни. Маца является непременной принадлежностью первых двух сейдеров. При этом евреям запрещено есть мацу в канун Пейсаха (иногда даже считается, что мацу нельзя употреблять в течение месяца перед наступлением Пейсаха) . Согласно традиции делается это для того, чтобы пробудить у них большее желание отведать мацу во время праздника. Хотя формально мацу разрешалось выпекать из любого зерна, мука которого была способна подвергнуться закваске (полба, овес, рожь, ячмень, пшеница) , на практике же мацу обычно изготовляют именно из пшеничной муки. При этом для предотвращения брожения теста при выпечке мацы используются особые меры предосторожности. К примеру, поскольку закваске обычно способствует повышенная температура воды, то воду для мацы обычно заготавливают загодя. Еще одним средством борьбы с закваской является прокалывание теста, позволяющее удалить находящиеся в нем пузырьки воздуха. Весь процесс изготовления мацы до момента выпечки не должен превышать 18 минут (это время — минимальный срок для начала естественных процессов заквашивания теста) . Многие столетия каждая еврейская семья готовила себе мацу самостоятельно — в собственной печи. Кроме того, многие общины выпекали мацу для тех из своих членов, кто не в состоянии был сделать это самостоятельно. В то время изготовление мацы состояло из 18 шагов, полный список которых приведен на сайте matza.ru. Вначале засыпалась мука и заливалась вода, затем они перемешивались. Затем следующий работник, которому п
  • МАЦА –“ПИЩА НАШЕЙ ВЕРЫ” Некоторые люди любят мацу, некоторым она не нравится. Но в Песах ее должны есть все евреи независимо от личного отношения к этому продукту. Нам потому и запрещено есть мацу в канун Песаха (некоторые придерживаются традиции не есть мацу с начала месяца нисан) , чтобы пробудить в нас желание и нетерпение, чтобы мы с большей охотой ели ее в ночь Седера. Тора называет мацу «лехем они», «хлеб скорби». Другое значение «лехем они» — «хлеб скудности», другими словами, очень простая, примитивная еда. И в самом деле, в маце нет никаких добавок — только мука и вода, даже соль в ней отсутствует. Короче, кошерная пасхальная маца проста и непритязательна, без всяких вкусовых добавок и приправ. Вот почему ее называют «хлебом бедняка» – она скромна не только видом, но и вкусом. Но именно этот простой хлеб стал нашим главным пасхальным продуктом, настолько важным, что сам Песах называют «хаг а-мацот», «праздник незаквашенного хлеба». Любопытно, что в священной каббалистической книге «Зоар» маца называется «пищей веры». Какая связь между мацой и верой? В чем здесь символика веры? Один из возможных ответов мы находим в Торе. Там сказано, что сыны Израиля пекли свое тесто в виде плоских, круглых, незаквашенных лепешек, потому что у них не было времени — египтяне требовали, чтобы они без промедления ушли из их страны. Наши предки даже не успели запастись провизией в дорогу (Шмот, 12:39). Они спешно покинули Египет и отправились в пустыню, но ни один из них не спросил Моше-рабейну: «Чем ты будешь кормить в пустыне нас, наших детей и наш скот? » Они целиком положились на Б-га. Маца напоминает об этом проявлении беспредельной веры и побуждает нас следовать примеру наших славных предков — уповать на Творца несмотря ни на что. Но это лишь одна сторона нашей веры и убежденности, что Б-г способен обеспечить все наши нужды при любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Мы не только убеждены, что Б-г выполнит Свои обязательства перед нами (хотя на самом деле Он нам ничем не обязан) , но и, в свою очередь, мы должны убедить Его в своей готовности выполнять наши обязательства перед Ним. Для этого надо, в первую очередь, признать Б-га нашим Царем и Властелином, которому мы подчиняемся беспрекословно и с радостью. От нас требуется прежде всего абсолютная вера в Единство Б-га, в Его Тору и мицвот, в то, что именно Вс-вышний сотворил мир. Эта вера тоже символизируется мацой. Вера — это в своей основе чистое и очень простое чувство. В нем нет интеллектуальных составляющих, оно не опирается на знание. У других народов вера начинается там, где кончается знание. В наших отношениях с Б-гом вера — это начало знания. Мы начинаем с осознания того факта, что ни один человек, даже самый мудрый, не в состоянии целиком познать Творца. Вера — это, конечно, приятное, сладкое чувство. Она насыщает нашу изголодавшуюся душу. Но сама по себе вера не содержит никаких добавочных компонентов — в ней нет ни крупинки соли. Главными компонентами веры являются смирение и покорность. Смирение происходит от понимания нашей «ничтожности». Мы сами по себе — ничто, и у нас нет ничего своего личного. Все, что мы собой представляем, и все, что имеем, — от Б-га. Покорность возникает от признания нашей интеллектуальной нищеты перед лицом бесконечной мудрости Творца. Отсюда мы видим, что вера представляет собой духовное отражение мацы. Короче, маца — это физический продукт, вера — духовная пища. Согласно традиции, единственная цель нашего освобождения из египетского рабства состояла в получении Торы у горы Синай, в том, чтобы освободить нас от служения Фараону и перевести на службу Б-гу. Именно об этом говорил Вс-вышний, обращаясь к Моше из горящего, но не сгорающего куста: «Когда выведешь этот народ из Египта, вы будете служить Г-споду на этой горе» (Шмот, 3:12). Те же слова Моше раз за разом повторял Фараону от Имени Б-га, настойчиво требуя: «Отпусти народ Мой! » Чтобы навсегда запечатлеть эти сл
  • Маца — это пресный сухой хлеб — национальная еврейская еда.
  • Чёрствый еврейский лаваш, сделанный без яиц и молочных продуктов, только из зерновых



Предыдущий:

Следующий: