Что такое изразцовая печь? Когда началась история русских печных изразцов?

Что такое изразцовая печь? Когда началась история русских печных изразцов?

  • Посмотри ЗДЕСЬ уже задавали такой вопрос
  • При облицовке наружных и внутренних стен зданий, печей и лежанок весьма охотно использовалась мастерами в городах и весях страны керамическая плитка. Средневековые керамисты-художники делали изразцы рельефные и живописные; по технике исполнения различались изразцы красные, муравленые, т. е. покрытые зеленой глазурью, и ценинные, т. е. украшенные цветными эмалями. Производя облицовку стен или печей, мастера составляли из изразцов фризы — декоративные горизонтальные полосы и панно, наличники, вставки. Иногда вся наружная или внутренняя стена покрывалась своеобразным изразцовым ковром, придавая сооружению радостный блеск, торжественное великолепие, праздничную нарядность. Изразцы можно было встретить в боярском тереме, на стенах храма, на въездных воротах воинской крепости. Ничто не придавало избе такого уюта, как печь-красавица, сверкавшая изразцами. О печи всегда говорили с ласковой улыбкой: у нас в печурке золотые чурки; полна коробочка золотых воробушков; стоит ларчик средь избы, в ларчике есть плат, а в плате — золото.. . Первые русские изразцы были сделаны, видимо, еще в десятом веке. Археологи в щебне и мусоре, найденном на том месте, где стояла одна из первых каменных киевских церквей — Десятинная, обнаружили осколки цветной керамики. Алтарь Софии Киевской был украшен не только мозаикой, но и разноцветными изразцами. Цветные керамические плитки применяли для полов строители времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило работу умелых гончаров. Изразцы почти исчезли из обихода. Даже в городах, куда не докатились орды кочевников, гончарное дело было круто свернуто. Приблизительно лишь в конце пятнадцатого — начале шестнадцатого века изразцы снова находят свое место в архитектурном убранстве зданий. Москва к концу шестнадцатого столетия полюбила их даже больше, чем Киев и Владимир. Семнадцатый век — век пышного цветения поливных, украшенных рисунками или узорами изразцов на фасадах зданий белокаменной столицы. Изразцы печные. Середина XVIII в. Изразцовая печь в Княжьем тереме, Ростов Великий На этой фотографии внутреннего убранства княжеского дворца показана изразцовая печь, окруженная ярко расписанной мебелью и декоративными фресками на стенах. Дворец был построен в пятнадцатом веке в Ростове Великом, старинном русском городе на северо–восток от Москвы. Хата с изразцовой печью (Косов) Семнадцатый век знал много изразцовых украшений, но Крутицкий терем превосходил по красоте и прелести все, что до этого создано было русскими мастерами. Трудно поверить, что вьющаяся виноградная лоза, символизирующая жизнь, создана умельцами из обожженной глины.
  • В словаре «Пластические искусства» дается следующее определение: «Изразцы — керамические плитки для облицовки стен, каминов, полов, печей, водоемов; с лицевой стороны могут сохранять натуральный цвет обожженной глины (терракотовые) либо быть покрыты непрозрачной глазурью и часто расписаны (майоликовые) . С обратной стороны изразец имеет коробку (румпу) для закрепления в кладке. Применение керамических плиток для облицовки восходит к архитектуре Древнего Египта, Вавилона, Ассирии. Изразцы обильно применялись в Европе и Латинской Америке в ХVI-ХVII веках, в России — в ХVII веке» . Однако в других источниках приводятся другие сведения о времени расцвета изразцового искусства на Руси. Щедра на секреты техника изразца, не менее богата загадками и его история. Истоки возникновения архитектурной керамики проглядываются еще в ранних цивилизациях Древнего Востока. Вавилонская башня, согласно преданиям, сверкала радугой глазурованного кирпича. Истоки русского изразцового искусства — в Древнем Киеве Х-ХI веков, старой Рязани и Владимире ХII века. И само слово «изразец» — тоже из старых: от слова «образить» , то есть украсить. Это не просто плоская плитка, ее архитектурную принадлежность выдает специальный глиняный выступ — румпа для крепления на стене, которая вытягивалась на гончарном круге или вылепливалась вручную. Татаро-монгольское иго почти оборвало нить этого искусства на Руси. И второе рождение оно получает вместе с поднимающимися из руин городами в ХV веке. Изразец возрождается робко, еще не как самостоятельное искусство, а как дублер белокаменной резьбы, повторяя на начальном этапе декор камнерезов. Цвет пришел в русскую архитектурную керамику уже в ХVI веке, заявив об огромных своих возможностях на главном куполе храма Покрова на Красной площади, на других московских соборах, зданиях Дмитрова, Ярославля, Вологды, Великого Устюга, Мурома и многих других. Время сохранило нам имена лучших мастеров — Игнатий Максимов, Степан Иванов и др. В Ярославле, где в конце ХVII века последней яркой вспышкой расцветилось искусство русского изразца перед тем, как уступить место западным художественным приемам, привнесенным в русскую культуру Петром I, Петр приказывает переиначить русский изразец на манер голландских кафлей, для чего выписывает мастеров из-за границы. Правда, даже в изразцах, сработанных по иностранному подобию, русские мастера сумели отразить свое видение мира, окружающих вещей, природы, но техника ремесла, его секреты стали уже иными. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=2317 http://www.bestreferat.ru/referat-40056.html http://izrazi.narod.ru/history.htm

Предыдущий:

Следующий: