Что такое филигрань?


Что такое филигрань?

  • Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно) . Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым. Филигрань была известна в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Этрурии, Древнем Риме, затем распространилась в Средней Азии, на Ближнем Востоке, Кавказе, в странах Балканского полуострова, Западной Европы и других. Русская филигрань известна с IX–X вв. В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается — применяется ажурная и рельефная филигрань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения. Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера — сканщики Амвросий и Иван Фомин. Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов. В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность. Сканное производство возрождается уже в годы Советской власти. Золотой колт с изображением князя Глеба. Из Старой Рязани. Филигрань, перегородчатая эмаль. 12 в. Оружейная палата. Москва.
  • http://jewelry.narod.ru/r_ab_fil.htm ЧЫтай доню!
  • Филигрань — Россия, Russia Филигрань или скань — один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название «филигрань» происходит от латинских слов filum — нить и granum — зерно; «скань» — от древнеславянского — свить, скрутить. Названия указывают на особенность технологии — для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и «зернь», т. е. маленькие шарики. Техника филиграни состоит в следующем: узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру, посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные формы выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром. Производством изделий из филиграни в селе Казачково Вачского района Нижегородской области стали заниматься с конца 1930-х годов в артели «Металлист». Организатором производства была выпускница Красносельского училища художественной обработки металла О. И. Тараканова. В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл. Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров — вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви — оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для казаковских изделий характерен, в основном, «белый» цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса. Орнамент филиграни может быть геометрический — зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный. Основные мотивы — цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор — «завивка» — овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки. Казаковские изделия отличает чистота отделки произведения и тонкость филигранной ручной работы. Филигрань удачно сочетают с другими материалами — эмалью, деревом, костью, резным камнем. На казаковском предприятии работают прекрасные мастера филигранного искусства. Для развития этого художественного промысла много сделали художники Л. А. Жесткова, супруги Блоцкие, Р. В. Балашова, В. И. Тупичкин и другие. Филигранные изделия экспонируются на всероссийских и международных выставках, отмечены многими наградами, их знают во многих странах мира.



Предыдущий:

Следующий: