Чем знамениты вазы Эмиля Галле?

Чем знамениты вазы Эмиля Галле?

  • Эмиль Галле (1846-1904) был уникальной личностью. Этот чрезвычайно талантливый и энциклопедически образованный человек, давший свое имя целому направлению в развитии декоративно-прикладного искусства, являлся одновременно ученым-ботаником, незаурядным химиком, писателем, художником и философом. Во всех сферах своей многогранной деятельности ему удалось добиться серьезных результатов. Наверное, любовь Галле к стеклу не была случайной. Ведь стеклоделие испокон веков процветало в Лотарингии. Еще в XVI веке практически каждая деревня или любой заштатный городишко Лотарингии имели свою стеклоплавильную печь, а их продукция была хорошо известна по всей Европе и успешно соперничала с произведениями из знаменитого венецианского стекла. Возглавив в середине семидесятых годов XIX века торговый дом Галле-Рейнемер — семейное предприятие родителей, выпускавшее зеркала, изделия из стекла и керамики, — Эмиль Галле проводит ряд экспериментов с технологией эмалевых красок, в результате которых традиционная роспись цветными непрозрачными эмалями приобретает новое звучание. Следующим этапом становится разработка Галле стеклянных изделий с цветочными формами. Однако всемирную славу Эмилю Галле и его знаменитому стилю создали непревзойденные вазы. Своеобразный толчок развитию творчества Галле дали изделия из цветного многослойного резного стекла китайских мастеров и английские «камейные» вазы. Будучи большим художником и ученым, он не копирует популярные изделия, а, отталкиваясь от опыта разнообразных известных фирм, усовершенствует технику многослойного стекла, известную с античных времен, и использует все заложенные в ней возможности. Эмиль Галле первым начал примешивать к стеклянной массе окислы металлов, прокладывать между слоями металлическую фольгу, добавляет к технике сложного многопланового травления технику маркетри. С помощью такого травления художники создавали изящное кружево черно-белых витражей, а техника маркетри в наши дни получила название фьюзинг. Схема довольно проста: из разноцветных кусочков стекла собирается картина, и после воздействия высоких температур эти кусочки спекаются, создавая единое целое. Но все эти технологические приемы не были для Галле самоцелью — он стремился к достижению гармонии формы и содержания, к выражению посредством рисунка своих идей философа-символиста. Главным же мотивом творчества Галле становится его любимая лотарингская орхидея. Этот изысканный цветок, «с неповторимой странностью форм, своеобразным запахом, колоритом, грациозностью и возбуждающей таинственностью», как писал о нем сам художник, благодаря уникальным произведениям великого мастера стал одним из основных символов стиля модерн. Просуществовавшая после смерти Галле в 1904 году чуть более тридцати лет, знаменитая на весь мир мануфактура не выдержала экономического кризиса тридцатых годов и в 1936 году была продана с молотка. Но тем не менее последователи стиля Галле работают и в наши дни, создавая современные вещи по самым интересным образцам в технике, максимально приближенной к тому, что изобрел в свое время Эмиль Галле. Изысканные вазы и светильники, от самых маленьких до огромных, украшенные изображениями цветов, стрекоз и бабочек, вызывают романтическое настроение. Луч света, попадая на стекло, создает неповторимую игру света и тени, оживляя изображение. Удивительная глубина и мягкие неназойливые цвета, плавно переходящие из одного в другой, завораживают взгляд: Поэтому не случайно стекло Галле уже на протяжении полутора веков пользуется необычайной популярностью не только у знатоков искусства, но и у ценителей изысканных интерьеров и домашнего уюта, являясь неотъемлемым признаком респектабельности и аристократизма.
  • Самым выразительным считается стекло в стилистике модерна. Характерная черта модерна — отсутствие прямых угловых линий. Изделия в этом стиле отличаются легкостью, изяществом, визуальной хрупкостью, воздушностью. Таковы украшения яркими экзотическими цветами вазы и кувшины фирмы знаменитого французского мастера Эмиля Галле (1846-1904) , ювелирной прорисовки пейзажи на миниатюрных вазочках и стаканах работы его учеников — братьев Даум, а также наборы для вина, туалетные приборы от фирмы «Баккара» и традиционнные русские наборы для кваса. Стеклянные шедевры Эмиля Галле пользовались огромной популярностью в конце XIX — начале XX веков. Галле основал собственную школу декоративно-прикладного искусства в Лотарингии, и дебютными его работами были вазы из многослойного стекла. Унаследовав завод по производству столового стекла в Нанси, Галле много экспериментировал в технике. Наиболее известные вещи этого выдающегося мастера выполнены в стиле арт-нуво. Галле одним из первых стал украшать вазы цитатами из стихов, создав «говорящее стекло». Начав с блистательного показа на Парижской Всемирной выставке 1878 года, Галле прославился тонким умением соединять разнообразные прикладные новации с образами символизма. Пользуясь техникой «лунного света» (clair-de-lune: подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок) , он создавал прекрасные, поражающие воображение произведения из многослойного стекла, обработанного красителями, кислотой и резьбой, с поверхностью, наполняющей камеи из прозрачного камня. В орнаментах Галле преобладали мотивы трав, цветов, фруктов, бабочек — словом, типичный арт-нуво. Вазы, светильники и другие изделия его фирмы подразделялись на массовую («индустриальную»), более дорогую (или «полуроскошную») и наконец уникальную продукцию: последнюю мастер изготавливал собственноручно. Две вазы Галле были подарены Николаю II и его супруге, и это лучшие работы из стекла в стиле арт-нуво. Вазы оправлены в серебро, на их синевато-сером фоне изображены розовые орхидеи и выгравированы строки из стихотворения Эмиля Хинцелена: «Большие крылья смерти касаются не раня, лишь увеличивая очарование». С легкой руки Галле мода на многослойное стекло стала массовой. Его работы украсили интерьеры вельможных домов Европы и России. В стиле Галле творили многие известные мастера, включая братьев Даум, вместе с Галле основавших собственную школу декоративно-прикладного искусства в Нанси. Работы Эмиля Галле и братьев Даум до сих пор пользуются спросом на антикварном рынке, а созданная братьями Даум фирма считается одной из успешных в своей области. Русская публика впервые увидела художественное стекло Галле на французской выставке 1899 года в Москве. Освоив технику Галле, русские стеклодувы избирательно подошли к выбору формы: их изделия были в основном стволовидными или конусными. Но в декоре, как у Галле, преобладали пейзажные и растительные мотивы. Довольно долго — с 1900 по 1914 год — Гусевский хрустальный завод выпускал изделия в стиле Галле. Изделия эти были весьма дорогостоящими. На изготовление одной вазы уходило 2-3 месяца.
  • А кто этот парень?
  • У всех предметов есть форма, но что в них производит впечатление, которое остается в памяти? Эмиль Галле Эмиль Галле — один из знаменитых стекольных мастеров эпохи модерн — родился в французском городе Нанси в семье гончаров и стеклодувов. Отец производил керамику и художественное стекло, добившись в этом деле значительных успехов. Посвятив молодые годы изучению философии, литературы, ботаники и минералогии в Веймаре и пройдя курс ученичества на отцовских предприятиях в Сен-Клемане и Мейзентале, Эмиль Галле открыл собственную мастерскую в Нанси в 1874 г. , а в 1884 г. расширил дело и начал производство мебели. Галле усовершенствовал нетрадиционные методы обработки стекла: использование многоцветных наслоений, рельефное декорирование и травление кислотой. Находился под влиянием творчества символистов, что хорошо заметно в эстетике и мотивах его произведений. С 1884 г. он начал выпускать даже особую серию «говорящих» стеклянных изделий с цитатами их Ф. Вийона, Ш. Бодлера, П. Верлена и других. К излюбленным приемам Эмиля Галле относятся введение фольги и пузырьков воздуха в горячую стеклянную массу, декоративные трещинки, использование «техники лунного света» — подкраска стекла оксидами кобальта, в результате чего оттенок стекла становится сапфировым. Также на заводе Галле был развит предложенный им творческий метод рафинирования многослойного стекла резьбой в технике камео. В вазах Галле достиг синтеза японской художественной традиции и природных форм, которым отдавали предпочтение мастера модерна. Японские мотивы — хризантемы, ирисы, водяные лилии, стрекозы, бабочки, морские животные, — великолепно переведены им на язык стеклоделательных технологий. Даже на стадии развитого промышленного производства Галле продолжал изготавливать отдельные уникальные изделия собственными руками. В 1901 г. художник организовал Провинциальный альянс художественной промышленности, позднее более известный как Школа Нанси.
  • Наибольшую известность Эмилю Галле принесли изделия из многослойного стекла.
  • Пользовался техникой «лунного света» (clair-de-lune; подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок) , создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) – с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня. Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри» . В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых, с 1884 он выпускал и так называемые «говорящие» стеклянные изделия (verreries parlantes) с цитатами из Ф. Вийона, Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена и других поэтов.
  • Ну и вопросики у вас всегда.. . Галле пионер композиционных материалов в стекольном производстве, на основе его идей производят триплекс.

Предыдущий:

Следующий: