Чем знаменита посуда Гжели? Какова ее история?


Чем знаменита посуда Гжели? Какова ее история?

  • Гжель — это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель -это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами,.. «которой нигде не видал я белизною превосходнее». С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. На протяжении столетий гжельские крестьяне изготавливали предметы оптового обихода, изразцы, черепицу. Со второй половины XVIII века она прославилась выпуском майоликовой посуды. Это были изделия из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке гжельские мастера изобрели новый для себя материал и новую технологию: выпускали полуфаянс, затем фаянс и, наконец, фарфор. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет — синей подглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. Выпуском фарфора и фаянса занимались многочисленные мелкие заводы и крупные предприятия. Конец XIX — начало XX веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы кропотливой и неустанной работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху .
  • Бело-синяя роспись. Там еще традиционные фигурки животных и людей в том же стиле. Сейча, говорят, все отдано кустарям, а те уже не соблюдают шибко технику и тематику Гжели. На любителя.
  • Просто очень красиво!Есть такая деревенька-вот недавно её проезжала,там ещё река Гжелка течёт.Здорово там!
  • Смешно, но факт: изначально «гжель» никогда не была предметом роскоши и игнорировалась обеспеченными семьями. Самыми массовыми потребителями гжелевских тарелок были трактиры. Приближенной к элите посуда стала только сто лет назад и то по банальной причине — благодаря однородному стилю. Сегодня 9 из 10 изделий в торговых сетях на просторах СНГ — умелые подделки. Несмотря на то, что отличить оригинал не так сложно: на донышке должен быть гжельский штамп (лебедь), при этом хорошо, если он расписан вручную. Форма изделий округлая или угловатая, но без искусственной вычурности. Подмосковье по сей день славится своими глинами, этим и объясняется такое большое количество гончарных мастерских. Многие не претендовали на изыск, но вот посуда из Гжели уверенно заняла свое место в списке лучшей посуды. По техническим параметрам она не фарфор, но особое изящество формы и потрясающей красоты кобальтовая краска сделали Гжельскую посуду знаменитой. При росписи кобальт черного цвета, но после обжига она приобретает сотни оттенков удивительной голубизны! В росписи используется в основном растительный мотив. Это и «травка», и «кудрина». А вот цветов –лишь четыре. Розы, пионы, ромашки и георгины – но какой утонченности и красоты! К концу 19 века почти все московские заводы перешли в руки предприимчивого М.С.Кузнецова. Бывший кузнец Гжельской фабрики, раздобыв деньги разбойным путем, начал свое фарфоровое дело и стал «посудным королем».Он изучал спрос в разных странах, и говорили, что за китайским сервизом приезжали к нему из Китая. Выпуская порой копеечные плошки, он создавал и уникальные сервизы и был Поставщиком Его Императорского Величества. Многие знаменитые художники, такие как Врубель, Серов делали росписи в цехах Кузнецова, а в парижской академии художеств учились его стипендиаты. Но интересен факт, что для подарка другу он все таки поехал во Францию за Севрским сервизом. Этикет застолья требовал многого. Убранство стола выдерживало один стиль! Однажды даже были созданы ложки, ножи и вилки с фарфоровыми черенками , выполненные с тем же декором , что и посуда. На одну персону требовалось до 36 тарелок! Застолье длилось часами.



Предыдущий:

Следующий: