Чем знаменит перс Рашид ад-Дин ат-Тиб Фазлаллах ибн Имад ад-Доула Абу-л-Хайр Яхъя ал-Хамадани?

Чем знаменит перс Рашид ад-Дин ат-Тиб Фазлаллах ибн Имад ад-Доула Абу-л-Хайр Яхъя ал-Хамадани?

  • Я знаю что этот мужик из книжки про Чингизхана
  • Авицена?
  • а по моему он не знамнит. Разве что своей фамилией или иминем….
  • не задолбался все это выписывать?… тут язык свернуть можно… не то что пальцы.. . ))
  • У тя чё отходняк?:)
  • в миру небось какой-нибудь Фердоуси
  • Рашид ад-дин Фазлаллах ибн Абу-ль-Хайр Хамадани (прозвище ат-Табиб — врач) 1247, Хамадан, — 18.7.1318, Тебриз — иранский учёный-энциклопедист, историк и государственный деятель. Автор «Сборника летописей» , который, наряду с монгольскими «Алтан-тобчи» и «Сокровенным сказанием» 1240 г. , является важнейшим средневековым источником по истории Тувы. Происходил из еврейской семьи потомственных небогатых ученых и врачей Хамадана. Выдвинулся по службе из катипов (писцов) при Газан-хане (1295-1304 гг.) . Будучи придворным врачом при этом государе ильханов, принадлежавших к ветви потомков Чингисхана и Хулагуидов, занял также и пост визиря, фактически, премьер-министра, занимавшегося широчайшим кругом социальных и экономических проблем. Фактически руководил государственной политикой. Был инициатором реформ, проводившихся Газан-ханом. Вёл борьбу с центробежными стремлениями монголо-тюркской кочевой знати. Его налоговая политика (строгая фиксация феодальной ренты-налога) имела целью возродить экономику страны. Во время везирата стал крупным землевладельцем. Сохранил положение и при ильхане Олджайту (1304-1316 гг.) . Однако, при малолетнем наследнике последнего был отрешен от должностей, состояние его было конфисковано, и в 1318 г. он был казнен по обвинению в отравлении Олджайту. Реабилитировали его при визирате его сына Гийас ат-Дина Мухаммада Рашиди (1327–1336 гг.) . Рашид ад-дину принадлежат трактаты на различные темы, энциклопедическое сочинение о культуре Ирана и, главное, огромный свод исторических сведений «Джами ат-Таварих» — «Сборник летописей» на персидском языке, завершенный в 1310-11 гг. Это сочинение задумано как труд, прославляющий государей, при которых Р. был визирем. Однако, как это принято было в средневековой персидской историографии, значительное внимание, а в данном случае и наибольшее, было уделено истории возвышения, а затем и правления монгольского рода, к которому принадлежали Хулагуиды, потомки внука Чингисхана и основателя династии в Персии. Таким образом в круг рассмотрения попала вся политическая «история» центрально-азиатского средневековья, связанная с родом Чингисхана. Некоторое время персидский язык был официальным языком монгольской ставки, как это явствует, к примеру, из письма великого хана Мэнгу к Папе Римскому Иннокентию IV (документ этот был обнаружен выдающимся французским синологом П. Пеллио в архивах Ватикана в 1920 г.) , поэтому Рашид ад-дину были доступны очень многие подлинные официальные документы, относящиеся к правлению самого Чингисхана и ранних чингисидов. Многие сведения, сообщаемые им, получают подтверждение в описании событий того времени, зафиксированных в китайской истории династии Юань. Определенные параллели, особенно в части, касающейся полумифической ранней истории рода Темуджина (Чингисхана) , находят соответствие в сведениях, содержащихся в «Сокровенном сказании» — монголо-китайской версии истории Чингисхана. Начиная со второй половины XIII в. сведения ближе касаются непосредственно жизни Ирана и политической истории правления ильханов. Однако, наиболее ценные материалы, отражающие практические стороны этого правления, содержатся в сборнике писем и размышлений Рашид ад-дина – это переписка с сыновьями (наместниками областей) , с чиновными и духовными лицами, собранная в 1330-е гг. Здесь представлены сведения об экономическом и социальном состоянии отдельных областей Ирана, о способах управления государством и о собственных владениях Рашид ад-дина. Он не только крупнейший в мире историк, но также автор трудов по медицине, ботанике, энциклопедии по естествознанию, агро и строительной технике, а также трактатов по мусульманской (суннитской) теологии. Его «Сборник летописей» — важнейший источник не только по политической и социально-экономической истории стран, входивших в государство Хулагуидов в XIII — начале XIV вв. В части, посвященной всемирной истории, излагается глобальная история мусульманских государств до монгольск

Предыдущий:

Следующий: