Чем отличается душа от духа?


Чем отличается душа от духа?

  • Синонимом слово «душа» является слово «жизнь» , понимаемая как биологический принцип существования материи. Такое значение слово «душа» раскрывается в Священном Писании. Так в повествовании Библии о сотворении мира говорится: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1, 24). Говоря о душе, Библия находит ее у всякого животного, но не находит ее у растений. Человек как биологическое существо в этом отношении нисколько не отличается от животных. Его душа — это жизнь, витальный принцип, превращающий мертвую материю в живое существо. Смерть в круге этих представлений понимается как отделение души от тела. Душа человека обладает многими свойствами и силами. К этим душевным силам, которые вполне рационально изучает наука психология, относятся: сознание, разум, память, чувства, воля, способность любить и ненавидеть и многое другое. И душа, отделяющаяся в момент физической смерти от тела, сохраняет в вечности память о тех, кого любил и ненавидел, и сами чувства сохраняются до всеобщего воскресения и последнего Страшного Суда. Вместе с тем, Библия отличает человеческую душу от души других живых существ. Об этом отличии говорится уже в повествовании о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Душа человека является результатом особого действия Божественной силы и, в отличие от сотворенных из ничего душ животных, называется «душою живой» . В контексте этого повествования душа человека оказывается носительницей образа Божия. По-другому, образ Божий в человеке именуется его духом. Свойства человеческого духа определяются свойствами образа Божия. Образ Божий в человеке неуничтожим, следовательно, человеческий дух и душа, которая его вмещает, бессмертны. Образ Божий многогранен, как бесконечен в Своих свойствах его Первообраз, и человеческий дух имеет бесконечное множество способностей. Образ Божий отражает свойства Первообраза, и человеческий дух обладает способностью к восприятию Богооткровенной Истины и к установлению живой связи с Богом. Поскольку вместилищем духа является душа и бездуховных людей просто не существует, то в обыденной речи слова «душа» и «дух» часто становятся синонимами. Говоря о душе, мы подразумеваем и способность человека к восприятию Высшего Откровения. Говоря о духе, мы наделяем его свойствами души, в которой он пребывает. В Послании к Евреям апостол Павел пишет: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Эта граница между душой и духом определяется свойствами, которые являются душевными по природе и теми, которые являются достоянием исключительно духа. Одно из таких свойств, неожиданно для себя, обнаруживает великий немецкий философ Иммануил Кант. По его мнению, нравственный закон не является результатом знания; он невыводим ни из чистого, ни из практического разума. Стараясь оставаться на научной почве, Кант дает нравственному закону мистическое название «категорического императива» , объявляя его фундаментальным свойством человека. Православная Церковь, считая, что спасение, обожение является онтологическим изменением человека в триединстве его телесно-душевно-духовного состава, уверена, что начинается это благодатное изменение в нравственной области, то есть на границе души и духа. Стоит ли удивляться, что основным содержанием Евангелия является нравственное учение Христа.
  • Это одно и тоже…. общаясь по телефону и по инету друг с другом не видя самого человека .. мы общаемся с духами. . тоесть например как я сейчас свами. . а у вас есть душа как и у меня. . душа всегда -живая, а тело изнашивается…. душа без тела может существовать, а тело без души -нет
  • Душа — это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем) , что не мозг болит, не сердечная мышца — душа болит. диакон Андрей Кураев Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Говоря о человеческой душе, свв. Отцы выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру. Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. «В каждом человеке есть дух — высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник) Следуя свв. Отцам, человеческий дух — не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».



Предыдущий:

Следующий: