Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

активизация познавательной деятельности учащихся на уроке

  • У меня есть курсовая по этому вопросу (на примере уроков математики) — это педагогическая психология
  • чё попроще спроси…
  • Смотря какой предмет. Если, например, анатомия, то преподаватель может прийти на урок голым… И т.д. ;)
  • Что конкретно интересует Вас и «зачем» Вам это.
  • I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 1.1. Активизация учения – один из ведущих путей повышения эффективности и качества обучения Развитие активности учеников в учении – важнейшая проблема современной дидактики. Особенности научно-технического прогресса и социального прогресса требуют уточнения задач, которые должна решать школа, формируя всесторонне развитого человека, готового к жизни и труду, а это значит, что выпускник школы должен: владеть системой знаний по основам наук; быть готовым к труду; быть нравственно и физически здоровым; иметь сформированный познавательный интерес и владеть способами его удовлетворения. На первый взгляд перечисленные требования к подготовке выпускника средней школы не содержат новизны. Однако это не так. Новизна состоит прежде всего в том, что сейчас идет интенсивный процесс окончательного формирования реальных условий для решения этих задач. Кроме того, в современных условиях выдвигаются на передний план в известных, уже решаемых задачах определенные аспекты. Так, сейчас нужно сосредоточить внимание на формировании не суммы, а системы ведущих знаний. Задача подготовки выпускников к включению в непрерывное образование требует акцентировать внимание на формировании у них стойких интересов к систематической познавательной деятельности и умений самостоятельно этот интерес удовлетворять. Главная новизна связана с решением задачи формирования активной жизненной позиции выпускников школы. И все указанные требования должны реализовываться в применении к каждому ученику. Принцип «Хорошо обучать всех и каждого» приобретает особую актуальность. Несомненно, что решение указанных задач органически связано с дальнейшим совершенствованием всех компонентов процесса обучения. При этом принципиально важен вопрос о положении ученика в этом процессе. От того, в какую позицию он поставлен во всех видах деятельности, зависит результат его формирования как личности. Если он пассивный слушатель, то результат один, а если активный участник, то результат другой. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие и запоминание учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий же характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Овладение же системой ведущих знаний и способов деятельности возможно лишь при условии повышения уровня активности школьников в познавательной деятельности. Активизация учения является одним из ведущих путей повышения эффективности и качества обучения. Работу передовых учителей характеризует их стремление организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы она была адекватной конкретным целям обучения, что и создает условия для осуществления оптимального уровня активизации учения. Они широко используют такие средства активизации, как беседа, наблюдения, самостоятельная работа, проблемный подход, логические задания и др. Педагогической наукой накоплен достаточно широкий материал для того, чтобы попытаться сделать его обобщение, поставить новые исследовательские задачи и решить их с учетом достижений современной педагогики и смежных с ней наук. Новые задачи связаны с разработкой дидактической концепции принципа активности в обучении, выявлением и обоснованием основных путей и средств его реализации. Сейчас как одна из дидактических проблем выдвигается проблема выявления методов преподавания, адекватных целям и характеру учения школьников, учитывающих особенности содержания учебных предметов того или иного цикла, специфику доминирующих задач, решаемых средствами данного

Предыдущий:

Следующий: