А кто и когда придумал на Руси поминать водкой? И чем поминали до её «изобретения»?

А кто и когда придумал на Руси поминать водкой? И чем поминали до её «изобретения»?

  • Думаю это языческий обычай. Кто и когда незнаю Ведь, если я не ошибаюсь по церковным традициям нельзя поминать водкой, а поминать нужно молитвами. Вот что поведал однажды одному священнику странник Божий, по имени Андрей. Была у этого Андрея единственная дочка. Крепко он её любил. Только постигло старика великое горе; захворала его любимица и умерла. Сильно горевал Андрей по своей ненаглядной: на похоронах её устроил богатые поминки, на которых не жалели водку, усердно угощая гостей. Но вот в следующую же за поминками ночь вдруг явилась к отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная. — О чём скорбишь и тужишь, дочурка? — спрашивает отец. — Как же мне не скорбеть, как же не тужить, когда вы меня не любите, не жалеете и увеличиваете мои скорби и страдания в геенском огне. — Что ты, дочушка, говоришь-то? Я ли не люблю тебя! Для тебя и твоего спасения я готов отдать всё, даже последнюю рубаху, — говорит отец. — И отдавайте, — говорит дочь, — отдавайте бедным, неимущим, так как только молитвы церковные да милостыня, бедным подаваемая, облегчает и спасает от вечных мук усопших. Только зачем водкой-то поминать нас усопших? Разве не знаете, что такое поминовение только увеличивает наши мучения? Я, отец, испытала это на себе. Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, которая сказала: «Родители этой девицы не жалеют её, усердно поят водкой поминальщиков; они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку. Делая поминки с водкой, они лишаются Моего ходатайства об облегчении мук поминаемой душе». — Услышав это, — говорит дочь, — я сказала: «Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается, совершая поминки вином». И вот, я оповещаю тебя, отец, — продолжала девица, — что, кто для поминок усопших употребляет вино, тот ещё больше причиняет им нестерпимых мук, принося поминовением вином жертву бесам, а Матерь Божия скорбит и гневается на таких поминальщиков, и гнев Её переходит и на нас усопших. — Сказав это, дочь моя, — повествовал Андрей, — стала невидимой. Я тогда же дал клятву оставить совсем употребление вина: мало того, ходил в Почаев, чтобы там перед чудотворной иконой Божией Матери вымолить себе прощение и милость моей дочери. Усердно и слёзно молился я перед иконой Царицы Небесной и удостоился во сне такого видения. Явилась мне Матерь Божия и сказала: «твои молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходатайствовали помилование твоей дочери; но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий. Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках, — Мои враги. Поведай о сем миру». Вот с тех пор я хожу по Руси и говорю народу о том, как велик грех поминать умерших водкой, и как вразумила меня в сем Царица Небесная. Пора православным христианам оставить этот языческий обычай — поминать усопших водкой.
  • Менделеев. А до того — пили по всякому поводу медовуху
  • После революции, кажись. Вот у меня родственники староверы, так они до сих пор не поминают никого водкой. Вообще это дибилизм. Напиваются и начинают песни орать на всю глотку.
  • В древней Руси поминали медовухой.
  • После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей. В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать. Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. «Очищались» также прикосновением рук к печи, хлебу, раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы — должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника) . Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного. За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог. После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника. Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций. Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании. Поминальные тризны существовали и в древнейшие времена, когда язычники вкушали пищу на могилах умерших соплеменников. Эта традиция вошла в христианские обряды, и древнехристианские поминальные трапезы преобразовались в более поздние времена в современные поминки. Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце) . Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет. Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего) . Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность. Стремясь похоронить умершего по народным обрядам и в соответствии с церковными правилами, родные и близкие покойного часто формально следуют выполнению обрядовых действий, не вдаваясь в их значение. По церковному установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.



Предыдущий:

Следующий: