Кто такие Нанайцы? Нана’йцы — коренной…


Кто такие Нанайцы?

  • Нана’йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Самоназвание нанай или нани, что означает «здешний человек» .
  • Нанайцы — народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Часть нанайцев (хэджэ) расселена в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунгари и Уссури. Там их насчитывается более 4 тыс. человек. Численность нанайцев в Российской Федерации в 1989 г. 12 тыс. Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и др. Основное самоназвание — нанай, нани, («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания — киле, акани и др. Старое название нанайцев — гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия. Некоторый специалисты считают курурмийский диалект особым языком. В основе современного литературного языка нанайцев лежит найхинский говор среднеамурского наречия. На его основе в 1931 г. была создана нанайская письменность на латинской графике. В 1963 г. она переведена на русский алфавит. В 1989 г. нанайский язык считали родным 44 % нанайцев. Широко распространен русский язык. Русские познакомились с предками современных нанайцев (натки, ачаны, гольдики) еще в середине 17 века во время известных походов В. Пояркова и Е. Хабарова, однако непосредственные контакты с ними возобновились лишь в середине 19 в. , когда Приамурье вновь вошло в состав Российского государства. В 1860 г. во время переписи нанайских селений, расположенных по Амуру вверх от села Софийского до Хабаровска, численность нанайцев была определена русской администрацией ориентировочно в 5345 человек. Не были учтены нанайцы, живущие на многочисленных амурских притоках. К моменту прихода русских переселенцев на Амур разложение патриархального рода у нанайцев сопровождалось формированием территориальной общины. Новый тип объединения был основан не на родственных, а на соседских связях. В составе территориальных общин все односельчане имели теперь общее название нанкан, т. е. живущие в одном селении. О существовании родовой организации напоминали лишь экзогамия, обычай родовой мести, да сфера религиозных отношений. Внутри общины шел процесс имущественного расслоения. Активная русская колонизация бассейна Амура, развитие пароходного сообщения, появление торговых центров вызвали территориальные перемещения нанайцев внутри ареала обитания. Наблюдался отток населения с амурских притоков на основное русло, где складывались благоприятные условия для торгово-обменных операций. Тесное соседство с русскими привело к значительной трансформации традиционной культуры. Ускорился процесс разложения натурального хозяйства. В административном отношении нанайцы управлялись собственными старшинами, подчинявшимися окружным исправникам. Как и другие народы Амура, они были освобождены от уплаты ясака, однако несли различные повинности наряду с русским населением. К началу 20 в. нанайцы являлись крупнейшим народом тунгусо-манчжурской группы. Их численность в 1926 г. составляла 5757 чел. и продолжала увеличиваться в советский период. В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах. Самоназвание: нани — «здешний человек» .Нанайцы (прежнее название — гольды) , народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур. Численность 12017 человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные народы.
  • Нана’йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Самоназвание нанай или нани, что означает «здешний человек». Гольды (нанайцы) — один из малочисл. народов Дальнего Востока, живший в XVII в. в основном по р. Уссури до её верховьев, а также вокруг оз. Ханка. Происхождение названия «Г. » до сих пор неизвестно. Сами они себя называли мамгу или мангу, и язык их близок маньчжурскому. Haименованиe «Г. » стало известно лишь после прихода в край заселения Г. русских (в 1850-х гг.) . Видимо, ачаны и натки, упом. в отписках Е. Хабарова и В. Пояркова, сталкивавшихся с ними в XVII в. , и были Г. , к-рые заняли терр. по Амуру после ухода оттуда из-за набегов рус. казаков маньчжур. племени дучеров: они жили в крупных селениях — до 100 и более юрт в каждом, причём летом предпочитали жить в шалашах из берёсты или камыша. Г. почти не знали земледелия; скотоводство у них находилось в зачаточном состоянии, но позднее под влиянием маньчжур и китайцев Г. приручили нек-рых домашних животных: свиней, кур и лошадей; занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и собак. Г. — отличные охотники: били оленей, лосей, диких коз, кабанов, медведей, соболей, белок, енотовидных собак и др. , причём охотились чаще всего с собаками, однако охота являлась для них всё-таки побочным промыслом. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, виноград, из к-рого варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Для езды Г. пользовались исключительно собачьими упряжками. Г. обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины — в 2, а молодые девушки часто носили распущенные волосы. Когда Г. впервые столкнулись с русскими, те отметили, что Г. носили татуировку на лбу, на переносице и висках. Женщины носили 1 или несколько серебр. серёжек в ноздрях; кроме того, в ушах у них были серьги, чаще всего с подвесками из стеклянных или каменных колец, а на руках и пальцах, как и у мужчин — серебр. или железные браслеты и серебр. или костяные кольца. На голове носили войлочные шапочки или шляпы из берёсты и особый капюшон для защиты от комаров и мошки, а зимой — меховую шапку. Обувь состояла из своего рода сапог, т. н. «ута» , из кaбаньей или лосиной кожи, без подошв (казаки называли их олочи) . На охоту Г. ходили с луками. Почти все Г. пили кит. водку (хамшин) и курили маньчжур. табак, даже дети. Пьянство сопровождало все важнейшие события в жизни семьи: женитьбу, рождение ребёнка, похороны. При женитьбе Г. уплачивал родителям невесты выкуп или давались взаимные подарки; нередко женили 15-16-летних мальчиков. Обычно Г. имел 1 жену, но более состоятельные могли содержать 2-3. Иногда вдовец отдавал замуж дочь в обмен на девушку из той семьи, в к-рую посылал свою дочь. Женщина считалась нечистой после родов в течение 1,5 месяцев: в этот период она должна была есть и пить из отдельной посуды, и никто к ней не прикасался. Эта посуда, а также вся одежда женщины по окончании времени очищения выбрасывалась. Жили Г. обычно семьями и сыновья не отделялись до смерти отца, после чего главой семьи становился старший брат или же происходил раздел. Умершего клали в кедровый гроб и хоронили в неглубокой могиле, после чего начинались поминки, длившиеся иногда неделю и больше. Г. верили в загробную жизнь, и духовной их жизнью руководил шаман. Г. почитали медведя, тигра, барса, носили их изображения и поклонялись их идолам в своих юртах. Г. до прихода русских платили ясак соболями маньчжурам.
  • Нана’йцы — малый народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае. Самоназвание нанай или нани, что означает «здешний человек» .В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды. В Китае нанайцы известны как хэчжэ.Среди известных нанайцев — Дерсу Узала (1849—1908) — охотник, проводник россйского ученого и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях 1902—1907 гг. , Кола Бельды (1929—1993) — эстрадный певец.
  • Русские познакомились с предками современных нанайцев (натки, ачаны, гольдики) еще в середине 17 века во время известных походов В. Пояркова и Е. Хабарова, однако непосредственные контакты с ними возобновились лишь в середине 19 в. , когда Приамурье вновь вошло в состав Российского государства. Нанайцы — народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут преимущественно в Хабаровском крае на Амуре. Небольшие группы имеются на Сахалине и в Приморском крае. Численность нанайцев в Российской Федерации 11883 человек. Выделяется несколько этнографических групп — горинская, курурмийская, уссурийская и другие. Основное самоназвание — нанай, нани, («здешний человек»). В некоторых территориальных группах бытовали и другие самоназвания — киле, акани и другие. Старое название нанайцев — гольды. Гольдами до сих пор называет себя часть нанайцев старшего поколения, особенно в некоторых районах Приморья. Верующие нанайцы – православные. Частично сохраняются традиционные верования, шаманизм. Говорят на нанайском языке, имеющем три диалекта (горинский, курурмийский, бикинский) и два наречия.В 1931 г. была создана нанайская письменность на латинской графике. В 1963 г. она переведена на русский алфавит. Широко распространен русский язык. Ряд исследователей считали, что их родина находится в Маньчжурии, откуда они спустились в долину Уссури и достигли Нижнего Амура. По другой точки зрения нанайцы — конгломерат родов самого различного происхождения. На Нижний Амур в разное время приходили группы тунгусов, тюрок, монголов, маньчжуров, которые, смешиваясь с автохтонным населением, формировались в различные этнические общности.Первостепенное значение в жизнеобеспечении нанайцев имело рыболовство. В хозяйственном календаре нанайцев целых пять месяцев носят свои названия по названиям рыб, что свидетельствует о важности рыбного промысла.Нанайцы, живущие по притокам Амура, в большей степени занимались охотничьим промыслом, уходя за пушным зверем на сотни километров в тайгу. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные.



Следующий: