Что известно о народе селькупы? СЕЛЬК‘УПЫ, народ…

Что известно о народе селькупы?

  • СЕЛЬК‘УПЫ, народ в Российской Федерации. Численность 3600 человек. Живут в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и других районах Тюменской области (1600 человек) , в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и сельской территории Колпашевского горсовета Томской области (1350 человек) , небольшая группа в Туруханском районе Красноярского края. Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. Распространён также русский язык.К концу 16 века существовало объединение Селькупов – Пегая орда. С основанием Нарымского острога (1596) русские сумели закрепиться на Средней Оби и обложить Селькупов данью. В начале 18 века было осуществлено крещение томских Селькупов. Под влиянием русских нарымские Селькупы стали поселяться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество. Основными направлениями хозяйственной деятельности Селькупов являются охота и рыболовство. Главный объект пушной охоты в тайге – белка. Северные Селькупы добывают песца, используя капканы и деревянные ловушки – пасти. Из парнокопытных объектами охоты являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре – дикий олень, главным образом с помощью ружья. Современный охотничий промысел развит главным образом на севере селькупского региона. Среди томских (среднеобских) Селькупов профессиональных охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысловой охоте занимает добыча водоплавающей птицы и боровой дичи. Оленеводство распространено только в северном ареале расселения Селькупов, в тазовско-туруханском регионе. Оленеводство заимствовано Селькупами от ненцев и энцев.В прошлом у Селькупов устанавливаются следы бытования родового и фратриального деления. Уже с конца 19 века основной общественной единицей становится соседская община. Общинники совместно пользовались охотничьими угодьями, устраивали коллективно заграждения на реках для ловли рыбы. Прочно бытовали обычаи соседской взаимопомощи.Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки – карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В 19 веке селькупские селения – юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) Селькупов – землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал – очаг с трубой. Селькупы-оленеводы, живущие в Тюменской области и Туруханском районе Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных Селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски – вываренных и сшитых между собою кусков бересты – или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа.Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных Селькупов служила парка – распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины – домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят) , песцовых или беличьих лапок. Северные Селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца.В прошлом Селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку – порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы Селькупов – изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в 19 веке в пищевой рацион Селькупов вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы и др.По данным Переписи населения 2002 года численность селькупов, проживающих на территории России, составляет 4 тысячи человек.
  • только то что они входили в состав народностей СССР
  • Селькупы (известны ещё под названием остяко-самоеды и нарымские остяки) относятся к самодийской ветви уральской языковой семьи, южной её группе. Когда и откуда появились они в Приобье? Где их изначальные истоки? Из сообщений путешественников, миссионеров, исторических документов известно, что в XVI веке в Среднем Приобье они уже проживали. А раньше?Дискуссии о прародине селькупов и других самоедо-язычных народов ведутся вокруг трёх точек зрения с различными вариантами. Две гипотезы сложились ещё в XVIII веке, их высказывали лингвисты и этнографы.В 20- х годах XVIII века пленный шведский офицер, увлекшийся изучением народов Сибири, Ф. И. Страленберг, был включен в состав Академической экспедиции под руководством Д. Г. Мессершмидта. Он обнаружил, что на самодийском языке говорили не только самоеды европейского северо-востока, но и ряд народов Западной (остяко-самоеды) и Южной (камасинцы) Сибири. Из этого наблюдения исследователь сделал вывод, что прародина самодийцев – северо-западней Урала, откуда они расселились вплоть до Саянского нагорья.Через 50 лет И. Ф. Фишер высказал противоположную точку зрения. Томские остяки, как он называл селькупов, и камасинцы жили когда-то вместе, на юге Сибири и, «боясь татар, пошли в ближайшие к северу страны» . Дальнейшее развитие эта гипотеза получила в работах выдающегося финского лингвиста и этнографа М. А. Кастрена, который в середине ХIХ в. по заданию Российской Академии исследовал язык и быт народов Сибири. Согласно его теории исконной прародиной современных самодийских народов, в том числе и селькупов (Кастрен их включал в южную самодийскую группу наряду с карагасами, маторами и др.) , была Южная Сибирь, а точнее Алтае-Саянское нагорье и Минусинская котловина. Благодаря скрупулёзному анализу Кастреном языков южносибирских народов и доказательству очевидного пребывания там самоедов раньше тюрко-язычного населения, гипотеза южной прародины селькупов стала господствующей. В. Н. Чернецов в 60-е годы предложил область формирования самодийцев, начиная с IV тысячелетия до н. э. расширить от Енисея до Иртыша. Культуру Среднего Приобья (её ещё предстояло изучать) с Х в. он отнёс к праселькупской.По третьей версии прародина самодийских народов – Западная Сибирь Эта мысль в начале нашего века высказывалась знаменитым путешественником и исследователем Арктики Ф. Нансеном и финским лингвистом – этнографом К. Доннером. Но развёрнутой аргументации эта идея долгое время не получала. Благодаря археологическим и лингвистическим исследованиям последних десятилетий западносибирская гипотеза стала приоритетной. Что касается селькупов, то не просто регионом их формирования, но и прародиной можно считать Среднее Приобье. Народы Сибири не имели письменности, и заглянуть в глубь их древней истории помогает археология. Археологи реконструируют прошлое селькупов, используя данные различных областей познания: антропологии, лингвистики, географии, биологии, физики, химии и т. д.С 60-х годов в Среднем Приобье ведутся активные археологические раскопки многочисленных древних поселений, могильников, культурных мест, производственных объектов. В результате исследований удалось выявить генетическую непрерывность развития местных традиций вплоть до ХII в. – до времени, когда селькупы как этнос уже стали известны в исторических документах.2,5 тысячи лет назад (в V в. до н. э. ) в Нарымско – Сургутском Приобье на местной основе сложилась самобытная культура, названная кулайской, по первым необычным находкам на горе Кулайка, в с. Подгорном (р. Чая) . На древнем святилище кулайцев были найдены оружие и ажурные и сплошь литые из бронзы изображения людей и животных (лосей, медведей, птиц, змей) , отражавших мировоззрение народа. Сейчас разнообразных кулайских памятников известно в Западной Сибири свыше 300. Культуру отличает ярко выраженное своеобразие глиняной посуды (керамики) , оружия, орнамента, жилищ, погребального обряда.Кулайской культуре суждено было сыгр
  • ВСЕ ОТВЕЧАЮЩИЕ РАССКАЗАЛИ ТОЛЬКО О ПРОШЛОМ этого удивительного народа, ничего не рассказав о том, как живут селькупы сейчас …НАПРИМЕР:Две представительницы селькупов из Томской области участвуют во Франции в фестивале коренных народов России В Фестивале культур коренных народов России, проходящем во Франции и Швейцарии, принимают участие селькупы из Томской области. Это Ирина Коробейникова и Наталья Машкина солистки селькупского ансамбля «Варг Кара» Парабельского района. Они выступят с новой концертной программой, включающей песни на селькупском языке, игру на традиционных инструментах, национальные легенды, обрядовые танцы. Они были приглашены организатором фестиваля — Французским культурным центром, который осенью 2006 года с этим предложением обратился ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта куп». Все финансовые затраты взяла на себя французская сторона. ОБИДНО И ПРОТИВНО!!! !Франция нашла денег для проведения фестиваля о российских малочисленных народов Севера и Сибири! ПОЗОР…. Бывший губернатор ЦВЕТКОВ А. (о мёртвых плохо не говорят. . но, ) вместо того, что бы покупать себе аппартаменты на ул. Петровка д. 17, лучше бы организовал такой фестиваль, и то пользы больше было бы. В памяти народа осталось бы его доброе деяние… А денег ушло бы меньше, чем на покупку и благоустройства квартиры.В Фестивале, который продлится до 15 февраля, принимают участие более 30 групп коренных и коренных малочисленных народов России. Будет дано четыре концерта — два в Париже и два в Швейцарии.На сегодняшний день в Томской области проживает 3340 представителей коренных малочисленных народов Севера, из них 1787 селькупов (перепись 2002 года) . Основная масса селькупов живет на территории Парабельского и Колпашевского районов Томской области, они же и относятся к так называемым южным селькупам. СЕЛЬКУПЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ НАРОД, несмотря на то, что жили и живут в окружении множества других народов, они сохранили свои обычаи до наших дней.Селькупы — народ самодийской языковой группы. Я немного повторюсь, описывая жизнь селькупов в прошлом, но добавлю и новое о культуре, быте и простой жизни этого народа.Живут селькупы в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (Тюменская область) , в Каргасокском, Парабельском, Верхне-кетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Небольшие группы селькупов имеются в Туруханском районе Красноярского края. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы — северную и южную. Самоназвание северных селькупов — солькуп, шолькуп (таежный человек) . В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. ЮЖНЫЕ селькупы, в составе которых имелось несколько этнотерриториальных групп, имели другие самоназвания. СЕЛЬКУПЫ бассейнов Тыми и Парабели называли себя ЧУМЫЛЬ КУП -(земляной человек) , Обитатели бассейна Кети — ССУСЕ КУМ или ШОШ КУМ (таежный человекСовременный этноним введен в 30-е годы ХХ века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У ЮЖНЫХ селькупов он утвердился в последние два десятилетия. Относятся к уральской переходной расе; фиксируется европеоидная примесь. Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора. Неоднократные попытки создать у селькупов единый литературный язык на основе северного диалекта не увенчались успехом. По данным переписи 1989 г. русский язык в качестве родного назвало 50.6 % селькупов. ЮЖНЫЕ селькупы являются прямыми потомками носителей кулойской археологической культуры в Среднем Приобье, (5 в. до н. э. — 5 в. н. э.) . ПРОДОЛЖЕНИЕ в комментах
  • Сельку’пы — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя’ко-самое’дами. Численность — около 4249 чел. (по переписи населения 2002 года) .Современный этноним происходит от самоназвания одной из наиболее крупных территориальных группировок северных селькупов — солькуп — «таежный человек».До 30-х годов ХХ столетия остяко-самоеды. Двойной этноним фиксирует их языковую принадлежность к самодийцам, а культурную близость, к хантам. Наряду с ним, вплоть до настояшего времени, сохраняются местные самоназвания родоплеменныл групп — чумылькуп, шошкуп, сосогула, существуют и территориальные названия — кетские, ваховские, тазовские, баихинские и т. п. селькупы.Томская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д. , Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д. Численность: 1897 г. — 5805, 1989 г. — 3612.Предположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы — южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую. В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе.

Следующий: