Как делать разбор музыкального произведенияпо муз. литературе?

Как делать разбор музыкального произведенияпо муз. литературе?

  • Какие проблемы? Действуем по стандартной схеме:
    Сначала несколько слов об авторе, времени создания, значении в творчестве автора.
    Затем — общий характер произведения, образы, энергетика, роль инструмента и возможные транскрипции.

    Далее — непосредственный разбор по частям: от крупного к мелкому. Форма. Где там вступление, где экспозиция, разработка, реприза, кода — всё, как обычно. И углубляясь в самые детали — тематический материал, вплоть до поиска характерных интонаций, на которых построены как темы, так и всё произведение (оба произведения) . Характер сопоставления тематизма, приёмы развития (ну, например, «скрытое двухголосие» в токкате, разнообразие в количестве голосов вступления и т. д. )
    Фуга всегда разбирается «на части» по стандартной схеме: количество голосов, интервалы их вступления, методы сопоставления и развития, используемые приёмы, форма в целом.
    И напоследок — значение произведения в музыкальном искусстве и нашей жизни. Известные исполнители, аранжировщики, звукозаписи. Использование в театре, кино, телевидении и т. д.

    Следует соблюдать некоторые пропорции в каждом пункте. Где-то — по одной фразе, где-то — по две-три. Разбор формы фуги в одну фразу никак не поместится. Но всегда приветствуются интересные личные соображения и замечания. Ну, скажем, «Данное произведение — одно из наиболее известных, хотя написано автором в ранние годы. Возможно, этим объясняется особая популярность этой музыки среди молодёжи, тянущейся к серьёзной и глубокой музыке»… Ну, что-нибудь в таком духе.

    Завершать нужно всегда крупной и уверенной жирной точкой. Можно — многоточием.
    Например: «Мне лично это произведение не нравится. Не вставляет! «
    Или мягче: «Всегда удивляет — автор давно уже ушёл в иной мир, а плоды труда его по сей день радуют нас чарующими звуками. Наверное, именно этими созвучиями мы можем ощутить дыхание Вечности… «

    С ув. Н. И.

Предыдущий:

Следующий: