Звуки и краски весны в стихотворении Е. Баратынского Весна, весна! Как воздух чист!… 3-й класс

Цель: Познакомить учащихся с произведением
русской классической поэзии – стихотворением
Е.Баратынского “Весна! Весна! Как воздух чист!..”

Задачи:

  • дать представление о картинах наступления
    весны, связывая чтение с непосредственными
    наблюдениями;
  • учить детей наблюдать за развитием чувств
    переживания лирического героя, за словом , его
    красотой, многозначностью;
  • формировать умение работать над выразительным
    чтением стихотворений;
  • развивать чувственно – эмоциональную сферу
    детей, умение видеть красоту, понять ее,
    развивать художественно – образную речь,
    внимание, память, логическое и образное мышление,
    творческие способности.
  • воспитание интереса и любви к поэзии;
  • воспитание внимания, любви и бережного
    отношения к природе.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня урок чтения
мы проводим в необычной обстановке на берегу
нашей речки Амзя. Расположитесь поудобнее.

Кругом в самом разгаре весна. Давайте
внимательно всмотримся и вслушаемся в
окружающее.

- Что вы увидели? (Река разлилась, деревья еще
голые, трава пробивается, солнце светит, дует
теплый ветер и т.д.)

- Какие звуки услышали? (Река шумит, ветки
шелестят, петух кукарекает, куры кудахчут,
воробьи чирикают и т.д.)

- Какие желания возникли? (Хочется побегать,
покружиться, раскинув руки, спеть песню,
нарисовать и т.д.)

- Ну что ж, здесь нам ничего не мешает и
покружиться, и попрыгать, и даже громко-громко
покричать. (По желанию выполняют действия).

II. Формулирование темы урока.

Да, ребята, весна пробуждает не только природу,
но и наши души. Она рождает у человека разные
чувства и настроения, которые хочется выразить в
той или иной форме. Художники передают свое
отношение к весне через картины, композиторы
посвящают ей музыку. О весне сложено очень много
стихов. С одним из них мы и познакомимся на этом
уроке. Это стихотворение Евгения Баратынского
“Весна, весна! как воздух чист!”

Первичное восприятие текста.

Вот послушайте.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

Близки ли вам переживания поэта в данный
момент?

IV. Анализ текста с использованием
методического алгоритма


Каждая строфа стихотворения изучается в
комплексе заданий и вопросов:

  • громкое чтение;
  • чтение про себя с заданием найти трудное для
    понимания слово;
  • объяснение значения слова;
  • проговаривание и многократное повторение
    слова;
  • работа над пониманием содержания строфы;
  • нахождение поэтических образов, сравнений,
    эпитетов;
  • сравнение восприятия природных явлений автором
    и детьми;

- Прочитайте первую строфу. Весна, весна! Как
воздух чист!

Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

- Что ощущает поэт?

- Посмотрите на небо. Вдохните воздух. Что
ощущаете вы?

- Прочитайте вторую строфу:

Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

- С кем сравнивает поэт ветер? А с кем бы вы
сравнили облака?

- Посмотрите на облака. А теперь закройте глаза
и представьте себя этими облаками. Какие
ощущения испытываете?



Прочитайте третью строфу:

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

- Молча послушаем реку. Сравним восприятие рева
реки автором и вами.

Обратите внимание на то, как автор мастерски
использует слова, чтобы показать мощь
вскрывающейся реки: слышен треск ломающихся
льдин, шум водных потоков за счет использования
слов со звуками [р] и [р?].

Прочитайте четвертую строфу:

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Найдите эту картину здесь. Покажите и
послушайте, как шумит, шуршит ветхий лист под
ногами.

Прочитайте последнюю строфу:

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне…

Послушайте песню жаворонка (Аудиозапись.)

Похожа ли песня жаворонка на гимн?

А не похоже ли само стихотворение на гимн?
Докажите. (Любование поэта весенними явлениями,
его восторженность, обилие восклицательных
знаков.)

V. Включение изученного в систему знаний и
повторение

А теперь давайте повторим найденные
поэтические образы и эпитеты (“ясен небосклон ”,
“лазурию живой”, “в яркой вышине”, “крылья
ветерка”, “ласкаясь к солнечным лучам, летают
облака”, “ветхий лист”, “взревев, река несет на
торжествующем хребте”, “жавронок поет
заздравный гимн весне”).

Вот так окружающие нас привычные образы
природы у Е.Баратынского превратились в
поэтические образы. С помощью поэтического слова
он передает и звуки, и краски, и дыхание
очаровавшей его весны. И мы благодарны ему за то,
что он разбудил нашу мысль и подарил слова для ее
высказывания. Нам остается эти слова запомнить и
читать, читать стихи для праздника души и
восхищаться ими.

VI. Выразительное чтение стихотворения

Подготовимся к выразительному чтению. Выделим
голосом ударные слова в каждой строчке,
зафиксируем логические паузы. Каким настроением
проникнуто стихотворение? Попробуйте прочитать
его, стараясь передать голосом и ясность
небосклона, и легкость ветерка, и гремучую
звонкость ручьев, и рев реки, и пение жаворонка.

(Выразительное чтение стихотворения
учащимися).

VII. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, как вы думаете, если бы мы читали это
стихотворение в классе, вы восприняли бы его так
же как здесь или по-другому?

  • Понравилось вам читать стихи на природе?
  • Какие поэтические образы запомнились?
  • С каким настроением заканчиваете урок?

Вот и закончился наш урок. Но путешествие в мир
природы и поэзии не кончается. Вслушивайтесь в
песню весны, всматривайтесь в ее краски — и вы
словно выпьете волшебный напиток и поймете, о чем
щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут
первые листья березы. Слушайте и смотрите весну
и, конечно, читайте стихи других поэтов о весне. А
также творите, сочиняйте, рисуйте, пойте о ней.
Успехов вам!

VIII. Домашнее задание

:

1) выучить стихотворение наизусть;

2) попробовать сочинить четворостишие о весне;

3) нарисовать весенний пейзаж.




Следующий: