Звездный час Знатоки химии Игра. 9-й класс

Цели:

Дидактические: применение ЗУН в
практической деятельности, познавательная
деятельность, развитие общеучебных умений и
навыков.

Воспитывающие: формирование
определенных нравственных, эстетических и
мировоззренческих установок; воспитание
сотрудничества, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания,
речи, творческих способностей, эмпатии,
рефлексии, умения находить оптимальные решения;
развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: стрессовый
контроль, саморегуляция, психотерапия.

Оборудование

: компьютер, проектор, слайды с
заданиями, таблицы: “Периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева”,
“Растворимость кислот, солей, оснований”,
“Электроотрицательность”; штативы, пробирки,
спиртовки, зажимы, спички, стаканы с водой,
раствор поваренной соли, смесь соли и опилок в
растворе, фильтровальная бумага, воронка, чашки
для выпаривания.

Форма проведения – игра.

Этапы игры:

  • Этап подготовки
  • Этап введения в игру
  • Этап проведения
  • Этап анализа
  • Заключительный этап

В игре участвуют:

основные игроки – учащиеся 9 класса;
3 человека — счетная группа;
2 человека – помощники;

Ведущий – учитель.


Ход и содержание мероприятия

Каждый человек стремится чего-то в жизни
достичь, быть не похожим на других. В жизни
каждого из нас, хоть однажды, наступает звездный
час, который показывает, на что мы способны. Вот
сегодня и давайте попытаемся определить, для
кого наступил звездный час, но пока только в
одном – в изучении химии. А сделаем это в форме
игры так хорошо вам знакомой. И так звездный час
“Знатоки химии”.

Правила игры.

Игра состоит из 10 туров.

В девяти турах участвуют все желающие, в финале
– 3 лучших игрока.

Каждый тур посвящен определенной теме и
содержит несколько заданий.

На обдумывание задания – 30 секунд.

Ответ дается в виде цифры, под которой
правильный ответ.

Право первого ответа принадлежит тому, кто
первым поднимет руку.

За каждый правильный ответ выдается звездочка.

Вопрос, на который дан ответ в виде выкрика,
снимается с игры.

Игрок, сделавший это, штрафуется. Штраф -
лишение заработанной звезды или удаление из
игры.

Подсчет звездочек ведет счетная комиссия.

Три игрока, набравшие наибольшее количество
звездочек, выходят в финальный тур.

Финальный тур – выполнение практического
задания.

Оценивание эксперимента:

  • выбор нужного оборудования — 1 балл
  • соблюдение правил безопасности – 1 балл
  • четкое проведение эксперимента – 1 балл.

Прошу счетную комиссию занять свои места.
Счетной комиссии выдается список всех
участников игры с таблицей-сеткой.

Мы начинаем игру. Задания первых девяти туров
предлагаются в виде презентации. (Приложение
1
)

1-й тур: Знание химических элементов


1 Al 2 Am 3 Ru 4 Na 5 Та

  1. Атом, какого из элементов легче всего отдает
    свои внешние электроны? (Натрий.)
  2. Какой из приведенных элементов назван в честь
    нашей страны? (Рутений.)
  3. Какой из приведенных элементов назван в честь
    континента? (Америций.)
  4. У атома какого элемента электронная
    конфигурация внешнего уровня s2p1?
    (Алюминий.)
  5. Какой из перечисленных элементов наиболее
    распространен в природе? (Алюминий.)


2-й

тур: Электронные формулы атомов


1

1s22s22p4

2

1s22s22p63s23p6

3

1s22s1

4

1s22s2

5

1s22s22p3

  1. Какая из электронных формул соответствует
    аниону хлора? (2.)
  2. Какая из электронных формул соответствует
    атому элемента, наиболее распространенного в
    Солнечной системе? (1.)
  3. Какая электронная формула принадлежит атому
    элемента с наиболее выраженными металлическими
    свойствами? (3.)


3-й тур: Свойства веществ различных классов


1

SO2

2

А1(ОН)3

3

СаСО3

4

MgO

5

SO3

  1. Какие из приведенных веществ взаимодействуют с
    раствором гидроксида натрия? (1, 2, 5.)
  2. Какие из веществ подвергаются разложению при
    нагревании? (2, 3.)
  3. Какие из указанных веществ при растворении в
    воде образуют кислоту? (1, 5.)
  4. В каком из веществ массовая доля кислорода
    составляет 50 %? (1.)


4-й

тур: Реакции ионного обмена




1

K++ Ag+

2

Ag++ Cl-

3

Ba2++SO42-

4

Zn2++ 2OH-

5

Zn0 + 2H+

  1. Какая пара ионов участвует в химической реакции
    при приливании раствора нитрата серебра к
    раствору хлорида калия? (2.)
  2. Какая пара ионов участвует в химической
    реакции при приливании раствора нитрата бария к
    раствору сульфата натрия? (3.)
  3. Какая пара ионов участвует в химической
    реакции при приливании раствора хлорида цинка к
    раствору гидроксида натрия? (4.)
  4. Какое из ионных уравнений не может
    существовать, так как подобную реакцию нельзя
    провести практически? (1.)
  5. Какое из ионных уравнений соответствует
    реакции замещения? (5.)


5-й тур: Окислительно-восстановительные
процессы

1) H2S + O2 —> 2) H2SO4 + BaCl2
—>

3) S + Fe —> 4) H2S + SO2 —> 5) S + O2
—>

  1. В уравнениях каких реакций сера проявляет
    свойства восстановителя? (1, 5.)
  2. В уравнениях каких реакций сера проявляет
    свойства окислителя? (3.)
  3. Уравнение какой реакции относится к реакциям
    обмена? (2.)
  4. Уравнения каких реакций относятся к реакциям
    соединения? (3, 5.)


6-й тур: Химия и математика


1 3 2 7 3 10 4 4 5 5

  1. Сколько молекул воды приходится на 1 молекулу
    сульфата меди в медном купоросе? (5.)
  2. Сколько молей ионов натрия образуется при
    полной диссоциации одного моля фосфата натрия?
    (1.)
  3. Сколько молей серной кислоты содержится в 392 г
    серной кислоты? (4.)


7-й

тур: Изменение свойств веществ


1 Mg 2 Al 3 S 4 Р 5 Cl

  1. Какие из элементов нарушают порядок
    расположения их по убыванию металлических
    свойств? (3-4.)
  2. Соединения, какого элемента проявляют
    амфотерные свойства? (2.)
  3. Какой элемент входит в состав мозговой ткани?
    (4.)


8-й

тур: Великие химики


1

Ломоносов

2

Аррениус

3

Берцелиус

4

Каблуков

5

Семенов

  1. Кому из ученых принадлежит идея о гидратации
    ионов в растворах? (4.)
  2. Кому из ученых принадлежит это высказывание:
    “Широко распростирает химия руки свои в дела
    человеческие”? (1.)
  3. Кто из ученых является основоположником теории
    электролитической диссоциации? (2.)


9-й

тур: Химическая связь в веществах


1 Н2О 2 НС1 3 РН3 4 Na2S 5 O2

  1. Молекула, какого вещества образована ионной
    связью? (4.)
  2. В молекуле какого вещества две ковалентных
    полярных связи? (1.)
  3. Молекула, какого вещества имеет двойную
    ковалентную неполярную связь? (5.)

Итак, мы подошли к финалу.

Уважаемые члены счетной комиссии, определите
трех лучших игроков сегодняшней игры.

Прошу выйти финалистов на подиум.

Финал: Химический эксперимент.

Ведущий приглашает финалистов за столы, на
которые находится необходимое оборудование.
Каждому выдается задание на карточке. На
выполнение – 2 минуты.

1) Выделите поваренную соль из раствора.
2) Проведите очистку сахарного сиропа.
3) Вскипятите воду в пробирке.

Итог игры:

- проводится награждение победителя, для
которого наступает “Звездный час”;

- выступление победителя.


10-й тур: (внеконкурсный)

Химия и лирика.

Во все времена богатство государства, народа,
монархов измерялось золотым запасом. Вспомните и
назовите пословицы, поговорки или стихотворные
строки в которых встречается слово “Золото” или
его производные.

Рекомендуемая литература:

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8
    классе: методическое пособие к учебнику
    О.С.Габриеляна “Химия – 8” — Москва: “Блик и Ко”,
    2000 г. – с. 224.
  2. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.
    М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Методическая
    библиотека).
  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии:
    Викторины и химические вечера. – М.: 5 за знания,
    2006. – 192 с. (Методическая библиотека).
  4. Химия. 8-11 классы: внеклассные мероприятия (игры,
    шоу-программы, театрализованные представления) /
    авт.-сост. Е.П.Ким. – Волгоград: Учитель, 2009.- 134 с.

Презентация




Следующий: