Звездный час Растения и животные леса в мире человека

Цели

:

  • Образовательные

: расширить этноэкологические знания обучающихся о
растениях и животных леса в мире человека

  • Воспитательные
  • : привить навыки самостоятельной творческой и
    поисковой работы; прививать любовь к родному краю, гордость за красоту
    родной природы; прививать умение видеть прекрасное в окружающей
    действительности, указать на необходимость охраны природы

  • Развивающие:
  • развивать умения анализировать, обобщать, делать
    выводы; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать
    творчески

    Форма занятия

    : игра.

    Оборудование

    : Компьютер, мультимедийный проектор, комплекты карточек с
    номерами от 0 до 5 на каждого ученика, “звезды”.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний.

    Учитель: Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2011 год Международным годом лесов.
    Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес,
    являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в
    большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает
    сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и
    отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или
    экологическая роль леса). С другой стороны, лес – источник множества
    материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли
    сможет обойтись в обозримом будущем – древесины для строительства, производства
    бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая,
    или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес – часть той
    культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и
    обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального
    благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных
    деревнях и поселках (социальная роль леса). Мы изучаем и бережем родной край. А
    какую роль играли растения и животные в жизни наших предков? Вот сегодня мы и
    поговорим о растениях и животных леса в мире человека.

    Мы проведем игру “Звездный час”.

    Приложение.

    Слайд 1. На слайде
    заставка “Звездный час”.

    Правила игры: команды по 5 человек сидят за столиками. У каждой команды
    карточки с цифрами от 0 до 5. Учитель задает вопросы, участники поднимают
    карточки с цифрой ответа. За правильный ответ дается звезда. Победителем
    становится команда, набравшая большее количество звезд.

    Игра проводится в три тура. За каждый правильный ответ в каждом туре вы
    получаете по звезде. Те команды, которые наберут больше всех звезд, выходят в
    финал.

    Для того, чтобы успешно пройти все испытания, вам потребуются все ваши знания
    по теме “Растения и животные в мире дикой природы и в мире человека”

    В добрый путь!

    Первый тур.

    Проверка знаний по теме “ Растения леса в народной медицине”.

    Положите перед собой карточки с номерами. Внимательно прослушайте
    утверждение. Работаем так : я демонстрирую слайд, задаю вопрос, на счет “Три” вы
    поднимаете карточку с номером правильного ответа.

    Слайд 2. На слайде изображены растения: ландыш, земляника,
    черника, зверобой, шиповник

    1. В России издавна знали о целебных качествах этого растения. В одном
    старинном травнике про настойку из его цветков сказано так: “Дроже есть злата
    драгого и пристоит ко всем недугам”.

    Ландыш.

    В христианском мире эти цветы посвящают Богоматери. Будто бы в лунные ночи ее
    можно увидеть в венце из этих цветов. А красные плоды – это слезы Богоматери,
    которые она проливала у креста распятого Иисуса. Ландыш живет около 20лет, но за
    свою жизнь цветет лишь 2–3 раза. Все растение ландыша ядовито, поэтому нельзя
    собирать цветы в букеты. Оно принесет больше пользы, если его будут собирать для
    изготовления лекарств.

    2. Листья этого растения обладает мочегонным свойством. Плоды применяются при
    гипертонии, атеросклерозе, язве желудка, нарушении обмена веществ.

    Земляника.

    Как лекарственное растение упоминается в литературе XIII века. Лекарственным
    сырьем являются плоды и листья земляники лесной. Плоды собирают в июне – июле;
    утром, когда сойдет роса, или в конце дня.

    3. Полезна для глаз, полезна как вяжущее средство при расстройстве желудка.

    Черника.

    Эти лесные ягоды выводят из организма соли, то есть, рекомендованы при камнях
    в почках, ревматизме и подагре. Полезно есть чернику при малокровии, болезнях
    желудка и печени. А ее регулярное употребление снижает риск развития
    онкологических заболеваний.

    4. Это растение лечит от 100 болезней.

    Зверобой.

    Зверобой – был широко известен своими целебными свойствами у многих народов.
    На Руси, растение считали волшебным и способным отгонять злых духов (откуда
    пошло одно из его названий “чертоган”). У зверобоя репутация лекарства от 100
    болезней. Зверобой вызывает сильное отравление у животных, отсюда, вероятно, и
    его название. Зверобой продырявленный – лекарственное растение (вяжущее и
    противомикробное действие).

    5. Это растение называют “дикой розой”. Его плоды содержат большое количество
    витамина С, больше, чем лимоны и апельсины.

    Шиповник.

    Настой шиповника очень полезен для профилактики простудных заболеваний и
    повышения иммунитета. Если вы будете регулярно принимать чай из шиповника, у вас
    больше шансов, что вы не заболеете.

    Слайд 3. На слайде изображены растения: береза, сосна, липа,
    ольха, черемуха

    1. Деготь этого дерева используют для лечения ран, язв, ожогов, кожных
    заболеваний. Листья обладают общеукрепляющим действием.

    Береза.

    Издавна березу называли деревом жизни и здоровья. Практически все
    компоненты березы находят свое применение в рецептах народной медицины (кора,
    почки, молодые листья, березовый сок, березовый гриб – чага, а также березовый
    деготь и активированный уголь.). В других областях также используются: древесина
    и береста (поверхностный слой коры). Березовые веники используют в бане. Листья
    березы за 2–3 часа убивают болезнетворные микробы.

    2. Настои и отвары из почек действуют как дезинфицирующее, отхаркивающее, и
    мочегонное средство.

    Сосна.

    В народной медицине существует множество рецептов, где сосновая смола
    (живица) или канифоль смешивается с воском и с жировой основой для мази
    (сливочное масло, внутренний животный жир, вазелин, растительное масло…).
    Иногда в состав мази входит прополис, хозяйственное мыло. Такие мази обладают,
    как правило, сильными ранозаживляющими и очищающими свойствами.

    3. Настой из женских сережек (“шишек”) – лекарственное (вяжущее) средство. К
    осени шишки чернеют и их собирают для лекарственных целей.

    Ольха.

    С лечебной целью используют почти все части этого замечательного растения –
    шишки, кору, листья, пыльцу. В народной медицине отвар, настой, настойку
    соплодий, листьев и корней применяют как вяжущее, противовоспалительное
    средство.

    4. Соцветия этого дерева являются отличным потогонным средством.

    Липа.

    Надо отметить, что в народной медицине для лечения используют не только
    липовый цвет, но и почки, и листья липы, а также луб и деготь из ее древесины.

    5. Плоды применяют как вяжущее средство при расстройствах желудочно-кишечного
    тракта.

    Черемуха.



    Лекарственным сырьем служат плоды, цветки, листья и кора. Препараты черемухи
    обладают вяжущим, противовоспалительным, противомикробным и противорвотным
    действием, губительно действует на простейших.

    Второй тур.

    Поздравляю Вас с успешным прохождением первого тура.

    Во втором туре Вам нужно показать свои знания по теме “Деревья леса в мире
    человека”. Теперь Вам потребуются все карточки, положите их перед собой.
    Работаем так же: я демонстрирую слайд, задаю вопрос, на счет “Три” вы поднимаете
    карточку с номером правильного ответа. На следующем слайде записаны правильные
    ответы под номерами:

    Слайд 4. На слайде изображены растения: рябина, верба, липа,
    береза, осина

    1. Перед вами различные деревья. По старинному поверью это дерево рубить было
    нельзя. Если срубить его, то это будет большим грехом. Если женщина срубит это
    дерево , то она в скором времени овдовеет. Это дерево в народе называют
    “христовым деревом”. О каком дереве идет речь?

    Рябина.

    Речь идет о рябине. “Христовым деревом” рябину называют за рисунок на нижней
    стороне ягоды, похожий на крест.

    2. Накануне Пасхи люди ломали веточки этого дерева и выгоняли с ними скот на
    пастбища. Потом эти веточки приносили домой и хранили до следующего года. Что
    это за дерево?

    Верба.

    По старинному поверью верба оберегала скот от болезней.

    3. Это дерево всегда пользовалось большим уважением. Отвар из цветков этого
    дерева отлично лечит простуду. В голодные военные годы из листьев этого дерева
    делали муку и добавляли ее в тесто. Какое дерево так уважаемо?

    Липа.

    Это дерево медонос. Цветет в конце июня. Отвар из липового цвета
    замечательное лекарство против простуды.

    4. Около дома в деревнях сажали деревья, сажают и до сих пор. Каждое дерево
    имело свое значение. Какое дерево служило оберегом от пожара?

    Береза.

    Береза – самое распространенное дерево в селах и деревнях средней полосы.
    Считалось, что береза очень “светлое” дерево, которое не только лечит, но и
    оберегает дом от всякой напасти.

    5. С этим деревом связано много “дурного”. В далекую старину на могилу
    колдунов вбивали кол из этого дерева. О каком дереве идет речь?

    Осина.

    По старинному преданью осиновый кол, вбивали в могилу колдуна, чтобы он не
    мог оттуда выбраться

    .

    Третий тур.

    В этом туре Вам нужно показать свои знания по теме “ Животные леса в мире
    человека”. Вам потребуются все карточки. Послушайте, пожалуйста, вопросы

    Слайд 5. На слайде изображены животные: волк, гадюка, медведь,
    лось

    1. Страх перед этим животным был настолько велик, что, входя в лес, крестьяне
    обычно читали заговор “от злого зверя”, чтобы его не встретить . При встрече с
    ним старались молчать и даже не дышать. Нередко также прикидывались мертвыми или
    же, напротив, показывали ему кукиш, отпугивали его угрозами или стуком, криком,
    свистом, матерщиной. Иногда кланялись, вставали перед ним на колени,
    приветствовали его или просили “помиловать”.

    Волк.

    Волк, пожалуй, одна из самых мифологизированных, загадочных и неоднозначных
    фигур мира животной магии. Он всегда ассоциировался с миром магии. К примеру, на
    Руси волк был связан со жреческим сословием – волхвами.

    Волк как существо сверхъестественное, причастное к миру богов и духов, в
    народных поверьях нередко наделялся даром всевидения. В русских сказках он
    обычно предстает если и не всеведующим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным
    в различных делах зверем, который нередко наставляет не только своих сородичей,
    но и других животных, а в отдельных случаях – даже людей.

    2. Этим животным свойственна линька. Но “шкуру” этих животных человек находит
    совсем не часто. По старинному поверью считалось, кто найдет кожу этих животных,
    тот будет счастлив в жизни.

    Гадюка.

    Линька у гадюк происходит регулярно. Первая из них бывает еще осенью, вскоре
    (часто через несколько часов) после рождения. Молодые и взрослые гадюки линяют
    не реже 1 раза в месяц, иногда, в самый пик роста – чаще. Во время линьки гадюки
    скрываются в убежищах и не выходят на поверхность, хотя сами выползки змея, как
    правило, снимает, обдирая отслоившуюся кожу на поверхности – в движении, причем
    обязательным условием является наличие воды, например обильной росы.

    3. Хозяином языческого леса был самый сильный зверь. Он считался защитником
    от всякого зла и покровителем плодородия: с его весенним пробуждением древние
    славяне связывали наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях
    сохранялась традиция держать в доме его лапу как талисман-оберег, который должен
    был защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.

    Медведь.

    Славяне полагали, что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением:
    именем зверя клялись, а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу.
    Миф о Медведе – хозяине леса и могущественном божестве – сохранился в русских
    сказках, где героиня, попадая к нему в дом в густой чаще леса, становится его
    женой. Истинное название этого зверя-божества было столь священным, что не
    произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь – это прозвище зверя,
    означающее “медоед”; в слове “берлога” сохранился и более древний корень – “бер”,
    т. е. “бурый” (берлога – логово бера).

    4. Найти рога этого животного считалось большой удачей. Рога этого животного
    не только украшали жилище человека, но и являлись оберегом от всякой нечисти..

    Лось.

    Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Лосиха (Олениха))
    – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В
    противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были
    символом солнечных лучей. Поэтому лосиные (оленьи) рога считались мощным
    оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо
    внутри жилища.

    Финал.

    Поздравляю Вас с выходом в финал! Каждый из Вас уже заработал по пятерке.

    Для победы вашей команде нужно за минуту составить как можно больше слов из
    того, что я предложу. Все слова – имена существительные, нарицательные в
    единственном числе в именительном падеже. Слайд 6. На слайде написано
    слово бортничество.

    Бортничество.

    Бортничество (от борть – дупло дерева), бортевое пчеловодство. Первоначально
    добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в
    выдолбленных дуплах.

    Учащиеся по очереди называют слова, побеждает тот, у кого окажется больше
    слов. Вместо слова можно использовать звезды (если у кого-то их больше).

    Подведение итогов урока. Ребята, сегодня Вы замечательно поработали.

    Оценки за урок:

    Победители в финале: 5, все остальные по количеству набранных “звезд”:
    набравшим от 10 до 15 звезд – 3, от 16 до 20 звезд – 4, свыше 20 – 5.

    Награждение. Победителю предоставляется слово – настал его звездный час.

    Спасибо за участие в игре! Слайд 7. На слайде словаСпасибо
    за участие в игре!”

    Обзор источников информации:

    1. Короткова О.А. Ядовитые растения. – М.: СЛОВО/SLOVO 2002.
    2. Этноэкология: Сборник материалов/Под ред. О.А.Захаровой. – М:
      ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.
    3. netmed.ucoz.ru›index/mozoli/0-324
    4. subscribe.ru›archive/home.health.narmedicina
    5. medicinanar.com
    6. forest.ru›rus/bulletin/30/9.html
    7. maksud.nnov.org›chto-takoe…i-kak-s-nim-borotsya
    8. ozon.ru›context/catalog/id/1089177/…
    9. mifinarodov.com›l/les.html



    Следующий: