Звездные войны по теме Классы неорганических соединений

Цель мероприятия: углубление и
обобщение знаний учащихся о классах
неорганических соединений. Анализ уровня
усвоений знаний по данной теме.

Задачи:

  • образовательные: показать связь
    теоретических знаний и их практического
    использования
  • воспитательные: повысить интерес к
    предмету, добиться более глубоких и
    прочных знаний по химии, в частности по
    теме « Классы неорганических
    соединений «, своевременно и быстро
    откликаться на актуальные вопросы и
    события, воспитывать чувство
    взаимопомощи, коллективизма,
    организаторские способности, дисциплину;
  • развивающие: развивать речь, память,
    мышление, воображение, смекалку,
    самостоятельность.

Форма проведения: игра

Оборудование: игровое поле для каждой
команды. Можно использовать либо
расчерченные листы ватмана, либо заготовку
на интерактивной доске.

Ход мероприятия.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня
мы проводим мероприятие в форме
занимательной игры. Все мы в детстве играли
в морской бой. Сегодня мы тоже будем
сражаться, только расстреливать будем
космический корабль противника, а вопросы
будут посвящены теме: “Классы
неорганических соединений”. И так мы
начинаем!

Подготовительный этап.

Класс делится на две группы. На доске
вывешиваются 2 ватмана с игровым полем,
также игровое поле можно расположить на
интерактивной доске. Каждая команда строит
свой корабль, который располагается
произвольно на 7 клетках. Ниже приведены
примеры построения корабля.

Право первого выстрела определяется с
помощью жеребьевки. Для этого на доску
вывешиваются 3 разноцветных шарика, или
шарики так же могут быть изображены на
интерактивной доске. Команда, ответившая
первой на вопрос, получает право первого
выстрела.

Вопрос: Необходимо определить какой шарик
поднимется выше всех, если первый накачен
метаном, второй — кислородом, третий –
аммиаком.

Правильный ответ: Mr
(СН4)=16; Mr (NН3)=17;
Mr (O2)=32;

Выше всех поднимется шар, накаченный
метаном.

Ход игры.

Команды производят первый выстрел
согласно очередности и получают задания.
Каждый следующий выстрел может быть
произведен только в случае правильного
ответа на поставленный вопрос. Если в ходе
игры прозвучал не правильный ответ, то
команда переделывает неверно выполненное
задание. Право выстрела в этом случае
команда не получает до тех пор, пока
правильно не ответит на вопрос. Каждый член
команды записывает решение на своем листе,
т.к. в конце урока каждый ученик должен
сдать отчет. В течение урока решение
задания не рассматривается, озвучивается
только ответ, но оценка ученику будет
выставлена с учетом, представленного им
решения. Место выстрела на игровом поле
может помечаться цветом, или отличительным
знаком, так же как и “пройденные” клетки,
чтобы в ходе игры не возникало путаницы.

Задание к игровому полю.

А 1 — дайте определение оксидов.
Д 1 — дайте определение оснований.
А 5 — дайте определение кислот.
Д 5 — дайте определение солей.

Б 1 – дайте классификацию оксидов.
Д 2 — дайте классификацию оснований.
Г 5 — дайте классификацию кислот.
А 4 — дайте классификацию солей.

В 1 – Оксид SiO2
это …………. (кислотный) оксид, потому что
……………
Д 3 – Fe(OH)3
- это …………….(нерастворимое) основание,
потому что ……………
В 5 – H2 SO4
-это …………………..(кислородсодержащая)
кислота, потому что……..
А 3 – FeSO4
это ……………………(средняя) соль, потому что…………………….

Г 1 – CuO – это
……………………….. (основной) оксид, потому что
……………
Д 4 – NaOH – это
…………………………(щелочь), потому что……………………
Б 5 – CL-
- это кислотный остаток …………………… (соляной)
кислоты.
А 2 – Fe(HSO4)2
– это …………..(кислая) соль, потому что…………………

Б 2 – CuSO4 называется
………………………………….
Г 2 – HNO3
называется ……………………………
Г 4 – KOH называется
…………………………………
Б 4 – K2O
называется……………………………………………

В 2 – закончите возможную реакцию: SiO2
+ H2O
=……… ; SO3+
H2O
=……… ;
Г 2 — закончите возможную реакцию: CuO+HCL=…………;
CuO+ KOH=
………….;
В 4 — закончите возможную реакцию: CuSO4+HCL=…………;
CuCO3+HCL=…………;
Б 3 — закончите возможную реакцию: SO3+
KOH =……… ; SO3+
Fe(OH)3
=……… ;

В 3 – Задача. При взаимодействии 40 г.
гидроксида натрия с раствором серной
кислоты, была получена кислая соль. Дайте
название, полученной соли и рассчитайте ее
массу.

(Правильный ответ: получен гидросульфат
натрия массой 120 г.)

Подведение итогов.

“Цена” каждого вопроса в баллах
представлена в таблице.

Баллы подсчитываются для всей команды по
следующей шкале:

Оценка “5” выставляется, если команда
набрала от 9 баллов и выше.

Оценка “4” выставляется, если команда
набрала от 7 до 8 баллов.

Оценка “3” выставляется, если команда
набрала от 5 до 6 баллов.

Однако оценка ученику может быть ниже или
выше командной оценки, т.к. учитывается его
работа, которую он заполнял в течение урока
и сдал как отчет в конце.

Результаты игры сообщаются учащимся на
следующем уроке и выставляются оценки в
журнал.

Мероприятия такого плана всегда вызывают
бурный восторг у учащихся и желание активно
участвовать в игре.

Следующий: