Зубы и уход за ними

Урок разработан для учащихся 3–го класса по
программе 1–4 по теме: «Зубы и уход за ними».

Оборудование:

  1. 6 правил по уходу за зубами;
  2. 2 формулы (микробы+сахар=кислота, кислота полость кариес;
  3. макет зуба;
  4. плакат 2–х городов (город Ослепительной улыбки
    и город Ужасов);
  5. изображение Джуно;
  6. изображение Эрфа;
  7. три зубные щетки с разными щетинками;
  8. макет челюсти;
  9. «семейное обязательство» (для каждого
    ребенка);
  10. личный блокнот учащегося «Кто я такой» (у
    каждого ребенка);
  11. магнитофон;
  12. аудио – кассета с фонограммами песен
    «Улыбка», «Зубы», «Знай свое тело»;
  13. морковь (у каждого ребенка);
  14. фотография личная у каждого ребенка;
  15. таблица «Чистим зубы» у каждого ребенка;
  16. зеркало (у каждого ребенка);
  17. зубная щетка в футляре (у каждого ребенка);
  18. салфетка (у каждого ребенка);
  19. ручка.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

III. ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся

На столах лежит морковь. Возьмите и
откусите кусочек. Вкусно?

Да

Когда вы откусывали морковку,
легко ли было?

Да, нет

Сегодня на уроке мы вместе разберемся, почему
ваши ответы были разными. А сейчас отгадайте,
пожалуйста, загадку:

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!

(Зубы)

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о
зубах. А отправимся мы в город Ослепительной
улыбки, в гости к Джуно (открывается доска, на
плакате нарисован веселый зубик и над ним
надпись: город Ослепительной улыбки). Ребята,
посмотрите в каком прекрасном, красивом, веселом
городе живет Джуно (открывается вторая половина
доски, на ней изображен грустный зубик в
окружении беззубых людей со страшными улыбками,
между этими городами плакат с закрытыми
правилами и 2 формулы). В каком грустном городе
живет у нас Эрф в окружении этих ужасных людей.

Как вы думаете, ребята, почему Эрф живет в
этом городе?
Он не чистит зубы и так далее

Давайте возьмем с собой Эрфа в наше
путешествие. Но нам необходимо вспомнить правила
и научить Эрфа этим правилам, которые помогут нам
сохранить зубы здоровыми и красивыми. В путь! А
для начала путешествия мы должны вспомнить
строение зуба.

IV. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

Возьмите в руки ручки, откройте стр. 11 вашей
книги и давайте ответим на вопрос (ребенок
читает предложение, называет пропущенное слово,
если он называет слово правильно, то дети хлопают
в ладоши, а учитель на модели зуба показывает).

  • Белая часть зуба называется – коронка.
  • Остальная часть зуба спрятана в десне
  • Корень – прочно удерживает и защищает зуб.
  • Эмаль – очень твердая и защищает зуб.
  • В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.

Мы вместе с вами вспомнили строение зуба. Эрф
теперь тоже будет знать. Приятно видеть людей со
здоровыми, красивыми зубами, но все – таки зубы
иногда разрушаются.

Ребята, а что же разрушает зубы? Разные ответы детей
Отчего образуется кислота? Если много и часто будешь употреблять сладкую
пищу, которая в союзе с микробами образует
кислоту.

На доске вывешивается формула:

Микробы + Сахар = Кислота

V. ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ.

Из всего этого мы сформулируем 1 правило:

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ
СЛАДКОЙ ПИЩИ.

Какие продукты относятся к сладкой пище? Сахар, конфеты, печенья
А Эрф питается правильно? Нет. Он питается не здоровой пищей

Ребята, нам нужно помочь Эрфу заполнить
пропуски в предложениях, чтобы он не допустил
ошибок. Откройте стр 12 и найдите предложения (выполняется
аналогичная работа см стр. 4).

1. Когда кислота разрушает эмаль зуба,
начинается кариес.

2. Вскоре возникает отверстие, или появление полости.

3. Кариес распространяется.

Что такое кариес? Кариес – это процесс разрушения твердых
тканей зуба, приводящих к появлению полости.

На доске появляется формула:

Чтобы избежать кариеса, что нужно делать? Чистить зубы
Сколько раз в день? 2 раза в день

Открывается второе правило:

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ 2 РАЗА В ДЕНЬ

Вам раздали таблички, чтобы вы отмечали в них,
сколько раз в день вы чистите зубы. Поднимите
таблички, все ли у вас получилось?

Трудно ли вам, ребята, было чистить зубы
2 раза в день? Почему нужно чистить зубы 2 раза в
день?
Стихотворение рассказывает ребенок

Мы
чистим, чистим зубы
И весело живем
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
Эй давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу – вверх, сверху – вниз
Чистить зубы не ленись

(Звучит музыка «Зубы, зубы», и дети стоя
исполняют песню)



А чем же мы пользуемся, когда чистим зубы? У
меня в руках 3 зубные щетки, скажите какой зубной
щеткой нужно пользоваться? (Старая щетка, с
ровной поверхностью, неровной щетиной).
Зубной щеткой. Дети выбирают щетку с
ровной поверхностью
Какой зубной щеткой нужно пользоваться: с
искусственной щетиной или натуральной.
Искусственной

Вот и третье правило:

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ЩЕТКОЙ С ИСКУССТВЕННОЙ
ЩЕТИНОЙ

Какие преимущества у щетки с искусственной
щетиной?
В такой щетке меньше заводится микробов.
Какие вы знаете правила хранения щетки? Хранить щетки на открытом воздухе щетиной
вверх, предварительно намылив (не заводятся
микробы).

Менять щетку 4 раза в год (лучше
чистятся зубы).

Никогда не использовать свою зубную щетку для
каких – либо других целей, помимо чистки зубов.

Никогда не позволять кому–нибудь другому
пользоваться своей зубной щеткой.

Существуют ли правила чистки зубов? Да.

Следующее правило будет звучать так: (Эрф
вместе с нами путешествует по правилам).

СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ЧИСТКИ
ЗУБОВ

Вспомним, есть ли мудрые слова о зубах?

Зубы говорят друг другу:
Чисти чаще нас по кругу

(один ребенок проговаривает вслух, затем хором).

Кто покажет и расскажет, как правильно чистить зубы?

(Выходит ребенок к доске, берет игрушечногоy
бегемотика и рассказывает основные правила, а
дети встают, берут в руки щетку, зеркало и
повторяют).

– С открытым ртом чистим передние зубы, сначала
верхние передние движением сверху вниз, затем
нижние – движением снизу–вверх (с внешней и
внутренней стороны);

– аналогично чистим коренные зубы. Движением
вперед назад, только когда чистишь коренные
сверху.

Все научились правильно чистить зубы?

Можете ли вы кого–нибудь научить правильно чистить зубы?

Чтобы зубы сохранили свое здоровье, как мы
еще им можем помочь?
Из ответов детей открывается 5 правило

УПОТРЕБЛЯТЬ ФРУКТЫ
И ОВОЩИ

Подготовленный ребенок рассказывает
стихотворение о вкусной и здоровой пище.
Часто кушать, как попало
Вам, ребята, не пристало
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп–корн, кефир
Вам тогда не повредит
Кариес – зубной бандит.
Какие фрукты и овощи особенно полезны для
зубов?
Бананы, яблоки, морковь
Почему же морковь полезна для зубов? Она твердая и в ней много витаминов

Значит, мы с вами должны употреблять в пищу
морковь, для профилактики зубов мы с вами должны
посещать зубного доктора.

Cейчас вам передадут семейные обязательства,
которые вы отдадите родителям. Родители
ознакомятся, а вы на следующее занятие принесете.

И наше 6 заключительное правило:

ПОСЕЩАЙТЕ СТОМАТОЛОГА 2 РАЗА В ГОД

Подготовленный ребенок рассказывает
стихотворение:

Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты,
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идет
В год два раза на прием
И тогда улыбки свет
Сохраним на много лет!

А я вам тоже приготовила небольшой отрывок.
Назовите автора и название произведения:

А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.
Ах, у ее малюток,
У бедных акулят,
Уже 12 суток
Зубки болят!

К.Чуковский «Айболит»

Да, правильно.

После осмотра доктора Айболита даже акула
стала веселой

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто ее щекочет.

Вывод:

Вот эти 6 правил, которые помогут сохранить зубы
здоровыми и красивыми.

Каждый человек должен следить за своими зубами
и тогда он будет здоров.

Он всегда будет жить в городе «Ослепительной
улыбки». Нельзя забывать, что зубы – это
зеркало организма и отношения к своему здоровью.

Мы все прибыли в этот волшебный город. Я думаю
не только наш Эрф исправился, но и некоторые
ребята тоже задумались.

А сейчас я вам предлагаю подарить этому городу
свои замечательные улыбки.

Дети выходят со своими фотографиями и кладут
их в карманчики, которые наклеены на плакате
«Ослепительная улыбка».

VI. ИТОГ УРОКА

Вам нравится этот город?

Да

Что вам больше всего запомнилось во время
путешествия?

Новые знания

Что нового вы узнали из этого путешествия?

Как беречь зубы

Чтобы не болели зубы, что нам нужно делать? Чем
же мы сегодня занимались на уроке? Чтобы
настроение у нас оставалось хорошим мы с вами
споем песню «Улыбка»

Ответы детей

Дети встают вкруг и поют песню.

Урок закончен. Спасибо.




Следующий: