Золотой век Екатерины II

Тип урока: комбинированный урок

Цель: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы.

Задачи:

  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся.
  • Развивать умения и навыки работы с историческими источниками.
  • Способствовать формированию личностного отношения к деятельности исторических личностей, к изучаемым историческим событиям.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Основные понятия: «просвещённый абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия.

Персоналии: А.А. Вяземский, А. Орлов, Г. Потёмкин, Н. Панин.

Основные даты: 1762-1796 гг. – годы правления Екатерины II, 1763 г. – реформа Сената, 1767 г. – созыв Уложенной комиссии, 1775 г. – «Учреждение о губерниях» (губернская реформа), 1785 г. – жалованные грамоты дворянству и городам.

Оборудование урока: Учебник В.В. Артёмов «История Отечества», карта «Россия в XVIII веке»; тетради, раздаточный материал (выдержки из исторических источников), портреты деятелей эпохи, мультимедийный проектор.

Основные знания: суть «Манифеста о вольности дворянской», Уложенная комиссия, содержание «Жалованной грамоты дворянству и городам».

Ход урока представлен в виде таблицы.

Литература для преподавателя:

  1. Альфред Рамбо. “История древней и новой России”, М, 2000.
  2. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
  3. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991; Симонова Е.В.Поурочные разработки по истории России. 10 класс. Издательство «Экзамен». Екатерина II. Записки; Письмо Екатерины II Потемкину // Вопросы истории. — 1989. — № 7 — 10, 12.
  4. Валишевский К. Роман императрицы Екатерины II. М., 1994.
  5. В борьбе за власть. Страницу политической истории России XVIII века. М., 1988.
  6. Краснобаев Б.И. Очерки русской культуры. XVIII в. М., 1987.
  7. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990 (очерки о Елизавете, Петре III, Екатерине II, Д.И. Фонвизине, Н.И.Новикове).
  8. Моряков В.И. Политические и социальные идеи консерватизма в «Наказе» Екатерины II // Вестник Москв. Ун-та. Сер.8. История. 1995. М.
  9. Павленко Н. Екатерина Великая // Родина. — 1995. — № 10 — 11; 1996. — № 1-3, 6, 9 — 10, 12; 1997. — № 1.
  10. Просвещенный абсолютизм. // Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов. 2-е изд., дополн. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 320 с. — С. 126.

Литература для обучающихся:



  1. Каменский А.Б.“Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”. М.,1997.
  2. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
  3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до Александра II” М.,1994.
  4. Екатерина II. Записки; Балязин В.Н. 1000 занимательных сюжетов из русской истории: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1995.
  5. История России: проблемы, события, люди (дифференцированные вопросы и задания): Пособие для учителей, учащихся старших классов и абитуриентов Е.А.Гевуркова, В.И.Егорова, А.Г.Колосков, Л.И.Ларина. – М.: ЦГО, 2000.

Презентация.




Следующий: