Знатоки электричества

Цели урока:

  • Образовательные:
    повторить и закрепить темы “Электрические явления. Строение атома.
    Электрический ток”;
    формировать экспериментальные умения (сборка электрических цепей по схеме;
    навыки при измерении силы тока и напряжения);
    знать вклад ученых, оказавших большое влияние на развитие электричества;
    проверить знание формул; умение решать задачи;
    закрепить умение учащихся быстро мыслить, понятно излагать мысли.
  • Развивающие:
    развитие интереса к предмету;
    развитие логического мышления;
    развитие самостоятельности суждений.
  • Воспитательные:
    формирование нравственных качеств личности (доброжелательность,
    добросовестность);
    воспитание творческой инициативы.

Оборудование: Компьютерная презентация, наборы для сборки
электрических цепей (4 шт.). Приложение 1

Оформление доски: ( загадка), на ватмане – кроссворд.

К дальним селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое Величество –
Это … электричество!

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: Наш сегодняшний урок “Знатоки
электричества” посвящается древнейшей науке о природе, без которой немыслимо
существование человечества – это физике и скоро мы с вами узнаем имена лучших
знатоков электричества в этом классе.

Сегодня вспомним всё о токах –
Заряженных частиц потоках.
И про источники, про схемы,
И нагревания проблемы,
Учёных, чьи умы и руки
Оставили свой след в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, Вольты, Омы.
Решим, расскажем, соберём,
Мы с пользой время проведём!
И победителей найдём!

Класс разбит на четыре группы. У каждой команды есть капитан. Имеется
“эксперт”, который следит за правильными ответами и оценивает их в баллах:

“5” – за правильный и полный ответ,
“3” – за неполный ответ,
“1” – за дополнение к ответу.

Приложение


I
конкурс. Разминка.
На доске – кроссворд. За каждое правильно угаданное слово
– 1 балл.

  1. Процесс превращения жидкости в пар.
  2. Вещество, проводящее электрический ток.
  3. Физическая величина, измеряющаяся в вольтах.
  4. Величина, характеризующая способность тела совершать работу.
  5. Частицы, из которых состоят молекулы.
  6. Единица измерения мощности.
  7. Одно из агрегатных состояний вещества.
  8. Процесс превращения жидкости в твердое тело.
  9. Единица напряжения.
  10. Прибор для измерения силы тока.
  11. Вид теплопередачи.
  12. Металл, используемый в аккумуляторах.
  13. Частица, которая вращается вокруг ядра.

Вопросы для команд: (5 баллов)

  1. Что такое электрический ток?
  2. Движение, каких частиц принимают за движение электрического тока?
  3. Какие действия электрического тока вы знаете?
  4. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем существовал ток?

II конкурс. Найди правильную дорогу (выполняет первый номер группы).
Каждая команда получает карточку, где в три столбика выписаны обозначения
физических величин, их единицы и их названия. Необходимо стрелками соединить
каждую физическую величину со своей единицей измерения и названием:

U
I
t
A
q
К
Р

Ом
А
В
Вт
Кл
Дж
с
напряжение
сила тока
работа
время
заряд
мощность
сопротивление

III конкурс. Найди лишнего (выполняет второй номер группы). Каждая
команда получает по конверту, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо
в каждом конверте найти лишнюю карточку.

1 конверт “Физические величины”

Объем; масса; плотность; сила тока; заряд; количество теплоты; сопротивление;
напряжение; время; работа; мощность; дождь; свинец.

2 конверт “Физические приборы и механизмы”

Амперметр, вольтметр, омметр, динамометр, блок, рычаг, барометр, термометр,
спидометр, мензурка, жидкость, молния.

3 конверт “ Физические явления”

Молния, инерция, радуга, падение тела, тяготение, короткое замыкание,
движение, нагревание, трение, кипение, сила тока, плотность.

4 конверт “Физические тела”

Ручка, лампочка, Солнце, человек, телефон, книга, ножницы, стакан, лопата,
кислород, сахар, капля воды.

III конкурс. Укажи составные части электрической цепи.

Условное обозначение гальванического элемента, лампочки, звонка,
двухполюсного выключателя, аккумулятора.

IV
конкурс. Найди ошибку.

V конкурс. Великие ученые и их открытия.

1 подсказка: Французский физик и математик.
2 подсказка: Ввел в физику понятие “электрический ток”.
3 подсказка: Его именем назван прибор для измерения силы тока и единица силы
тока.
Ответ: Ампер
1 подсказка: Итальянский физик.
2 подсказка: Один из основателей учения об электрическом токе.
3 подсказка: Создал первый гальванический элемент.
Ответ: Вольта А.
1 подсказка: немецкий физик.
2 подсказка: открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий
связь между
силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением.
Ответ: Ом Г.

VI конкурс. Найди правильные формулы. Каждой команде выдается по
конверту с 10 – 15 карточками, на которых выписаны формулы. Среди всех формул
только 4-6 – правильные. Необходимо найти все правильные формулы.

Для капитанов расчетные задачи (пока команда работает с формулами).

№ 1.

1. Что можно сказать о заряде шарика? Почему?

2. Обмотка вольтметра имеет сопротивление 10 кОм. Вычислите силу тока в ней
при напряжении 200 В.

3. Определите общее сопротивление резисторов.

№ 2.

1. Расскажите о строении атома. Сколько протонов, нейтронов и электронов в
нем?

2. Определите напряжение на катушке сопротивлением 100 Ом, если сила тока в
ней 5 мА.

3.
Определите общее сопротивление проводников.

№ 3.

Что можно сказать о заряде шарика? Почему?

2. Сила тока в нагревательном элементе 2,5 А, сопротивление 40 Ом. Вычислите
напряжение.

3. Определите общее сопротивление проводников?

№ 4.

1. Расскажите о строении атома. Сколько протонов, нейтронов, электронов?

2. Лампа рассчитана на напряжение 3 В и силу тока 0,15 А. Каково
сопротивление лампы?

3. Определите общее сопротивление проводников?

VII конкурс. Экспериментальный – сборка электрических цепей. Собрать
электрическую цепь по схеме.

Итог урока.

  • Подводится итог урока: “Кого мы можем назвать знатоками электричества?
    Чем мы занимались сегодня на уроке?”
  • Определяется команда – победитель.
  • Оценивается работа наиболее активных учеников.
  • Некоторым ученикам дать “спец.задание” – повторить тот или иной
    параграф, формулу, вспомнить решение задач.
  • К следующему уроку всем учащимся подготовить ребусы, кроссворды по теме
    “Электрический ток. Электрические явления”.

Следующий: