Знание индивидуально-типологических особенностий как условие успешной деятельности


Любая современная технология обучения так или иначе решает ключевую проблему
педагогического процесса – развитие психических качеств и интеллектуальных
способностей учащихся через усвоение содержания конкретной дисциплины. Базовыми
категориями, на которых основывается конструирование развивающей технологии,
должны быть “информация” и “самоорганизация”, поскольку развитие личности
ученика и его интеллектуального потенциала может происходить только в процессе
активного эмоционально окрашенного восприятия новой информации и внедрения ее в
систему уже полученных знаний.

Очевидно, что обеспечить эффективность обучения можно только, если учитывать
три составляющие учебного процесса:



  1. особенности учебной дисциплины и ее место в структуре конкретного
    учебного заведения;
  2. индивидуальные особенности ученика как субъекта познания;
  3. индивидуальные особенности учителя как организатора процесса познания.

В любом общеобразовательном учреждении (школе, лицее, гимназии) при изучении
непрофильных дисциплин возникает проблема развития и повышения мотивации
учащихся к этим предметам.

Способствовать решению этой проблемы может учет индивидуально-типологических
качеств личности учащихся, и прежде всего учет особенностей их познавательной
сферы посредством соционического подхода к организации взаимодействия учащихся и
педагогов как субъектов познавательной деятельности.

Что же такое соционика? Это область гуманитарной науки, находящаяся на стыке
психологии, информатики и социологии. Соционика включает определение типа
личности человека, она показывает, как правильно строить с ним взаимодействие и
общение, помогает ему лучше понять себя. Знание соционики помогает человеку
опираться на сильные стороны в деятельности, развивать свои слабые функции,
понимать особенности людей в процессе общения.



Изучение и учет соционических типов учащихся и учителя позволяет осуществить
подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и
экономящий их энергетические затраты.

Каждому социотипу отвечает свой особый стиль обучения. Например, стиль
обучения учителя – рациональный (информация разделена на дозы и излагается шаг
за шагом, по следовательно). Что касается учащихся, то среди них много таких,
которым не терпится сразу схватить целое (иногда не только содержание одного
урока, но и всей темы). Это – иррационалы. Их называют “воспринимающими”, потому
что они видят мир как целостную картину. Им трудно рассуждать, анализируя одну и
ту же тему. Такие ученики для данного учителя составляют группу риска.

Наложение логики изучаемого предмета на соционический тип учителя может
совпадать с ведущим каналом восприятия информации для данного ученика и тем
самым будет способствовать процессу усвоения им знаний, а может не совпадать и,
значит, тормозить этот процесс.

Все педагогические задачи, для решения которых требуется психодиагностика,
можно разбить на 2 категории: 1) задачи, решаемые психологом; 2) задачи, которые
оперативно возникают перед любым учителем-предметником и требуют от него
аналитического наблюдения и умения своевременно применять простейшие процедуры
тестирования.

Психологический (соционический) портрет класса помогает учителю эффективно
организовать учебный процесс с опорой на разные виды работы: фронтальную,
индивидуальную, групповую.

В течение ряда лет учителем химии на первом же уроке проводится тестирование
на определение соционического типа с помощью 2-х методик. Перед тестированием
учащимся следует объяснить, что работа по анкетам полезна и интересна как
учителю, так и им самим, поскольку полученная информация позволит учителю вести
обучение более эффективно, они же получат полезную информацию о себе. Анкета
проста и понятна. Подростки с увлечением погружаются в текст анкет и быстро дают
информацию о себе. Работа занимает 7–8 минут. Каждый социотип имеет свой тип
темперамента и свой ведущий канал восприятия и переработки информации.

Учитель химии обрабатывает полученную информацию об учениках, на основании
которой учащиеся класса группируются по темпераментам и ведущему каналу
обработки информации. Таким образом, уже ко второму уроку учитель химии имеет
так называемый паспорт группы, в котором указано наличие в группе определенных
социотипов учеников и их процентное соотношение. Такой паспорт очень помогает
при организации учебного занятия, дает возможность “видеть” каждого ученика,
быть готовым к разным неожиданностям. Например, по паспорту можно выявить
несовместимость учеников не только между собой, но и с учителем.

Необходимо отметить, что учащиеся активно интересуются полученным
результатом, но это обсуждение; естественно, выводится за рамки учебного
занятия.



К результатам анкетирования следует добавить “экспертную” оценку социотипа,
данную учителем и куратором. В этом случае оказывается полезным, что учащиеся,
получив описания своих типов, сопоставляют их со стандартизованным портретом.
При обсуждении результатов подросток получает удовольствие от узнавания в себе и
в других характерных черт соционического типа. Особенно приводит в восторг
портретное сходство.

Мы уже рассказывали читателям материалов Фестиваля “Открытый урок”, как
учитываем индивидуально-типологические особенности учащихся при организации
учебного занятия и построении индивидуальных траекторий развития учащихся.

Индивидуально-типологические особенности человека определяют установку на вид
деятельности: “управленцы”, “саентисты”, “социалы”, “гуманитарии” (не в смысле
способностей к гуманитарным наукам).

“Управленцы”. Эта установка формируется в человеке, если в его социотипе
сочетаются признаки: сенсорика и логика. Они тверды и организованны в работе,
реалисты во взглядах и поступках. Отвергают всякого рода фантазии, отличаются
прагматизмом. Увлекаются обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Обычно
это техника, активный отдых, спорт. В эмоции и отношения они не вникают.
Сенсорика им придает заземленность и реализм, а логика – хладнокровие и
расчетливость.

“Сайентисты”. Установка “логика + интуиция” связана с
научно-исследовательской направленностью людей, ставящих выше всего не пользу,
не гуманность, а объективную истину, добытую разумом. Их можно отличить по
стремлению заниматься тем, что не познано, необычно, пусть оно и не обещает
ощутимой отдачи в будущем. Их влечет любопытство, желание раскрыть тайны
мироздания и изложить их научным языком, например, сформулировать как точный
закон.

“Социалы” сочетают признаки этики и сенсорики. Настроены на неформальные
связи, радости жизни, удовлетворение текущих физических потребностей, групповое
взаимодействие. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Социальная
заботливость – их характерная черта. Они очень демократичны. Сенсорика их
настраивает на прагматизм, а этика наделяет эмоциям

“Гуманитарии” – люди страдальческого стиля (поиски совершенства и душевной
гармонии). Все они пессимисты, не обладают духом коллективизма. Интуитивность их
делает возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – эмоционально тонко
переживающими личностями.

Уверены, что учителя, читающие эти определения установок, представили свои
классы, в которых старательно и успешно трудятся честолюбивые “управленцы”,
коллективисты “социалы”, не очень переживающие по поводу полученных троек и даже
двоек, трудно поддающиеся на вовлечение в какие-то общие дела “гуманитарии” и
легко вовлекающиеся в исследовательские проекты “сайентисты”.

Из вышеизложенного следует, что при переходе в новое учебное заведение больше
всех в психологической поддержке и педагогической опеке нуждаются
ученики-“гуманитарии” (не в смысле склонности к гуманитарным наукам), т.к. в
силу своего индивидуализма они с трудом внедряются в новый коллектив,
затрудняются с приобретением новых друзей. Как показывают наблюдения, группа с
высоким процентным содержанием “гуманитариев”с большим трудом организовывается
на какие-то общие дела (организация вечера, турпохода, выпуск стенной газеты). В
то же время учебная группа с преобладанием “социалов” сама является инициатором
всех перечисленных мероприятий.

В последние годы большое значение придается исследовательской деятельности
школьников. Очевидно, что далеко не все ученики успешны в этом виде
деятельности. Более того, далеко не всех учеников можно увлечь исследовательской
деятельностью. Для выявления учеников-исследователей нам снова помогает
соционический подход, т.к. именно “сайентисты” охотно вовлекаются в различного
рода исследования.

Своеобразие парадигмы личностно-ориентированных технологий заключается в
ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с
природными способностями. В учебной деятельности не для всех “каналов связи”
благоприятные условия. Например “кинестетикам” необходимы лабораторные занятия
по разным предметам, которых, к сожалению, недостаточно. На лекциях же и
семинарских занятиях они отвлекаются и отстают. Поэтому очень важными для этих
учащихся являются задания практической направленности, где они могут
продемонстрировать свой успех. Таким образом мы развиваем умение осознавать свои
типологические особенности, формируем умение опираться на сильные стороны своей
природы.

Индивидуально-типологические особенности определяют набор подходящих
профессий. Каждому хочется в своей профессиональной сфере заниматься тем, что
ему кажется интересным и что у него хорошо получается. К сожалению, часто этот
выбор вступает в противоречие с тем, что престижно и затребовано обществом.

Рассматривая в течение ряда лет с нашими выпускниками, какая профессия
рекомендована каждому социотипу, мы наблюдаем, что им нравится именно то, в чем
они могут быть успешными. Наблюдаем, как радуются лицеисты, когда избранная ими
профессия совпадает с рекомендованной и огорчаются, когда их желания не
совпадают с желаниями родителей.

Мы ведем разъяснительную работу с родителями, стараясь им объяснить
необходимость учета типологических особенностей ребенка при выборе профессии.
Человеческая психика есть результат совместного действия четырех “каналов
связи”: первые два – сильные, вторые два – слабые. Если профессиональная
деятельность дает возможность человеку использовать сильные каналы, то его
профессиональная деятельность будет успешной, если слабые – то не успешной, а
отсюда разочарование, смена профессии, потеря времени.

Учет индивидуально-типологических особенностей учащихся позволяет осуществить
подход к обучению, наиболее полно развивающий интеллект и личность учеников и
экономящий их энергетические затраты. Организуя учебную деятельность с учетом
этих особенностей, мы стараемся добиться от учащихся положительного результата,
создавая тем самым ситуацию успеха.




Следующий: