Знакомство с физикой

Цель:

развитие интереса к предметам.

Задачи:

  • формировать познавательный интерес, наблюдательность;
  • развить знания и умения, элементы творчества;
  • развить умение применять теоретические знания
    на практике, ставить эксперимент.
  • План мероприятия:

  • Разминка — отгадай загадку.
  • Реши задачу.
  • Разгадай ребус.
  • Конкурс болельщиков.
  • Занимательные опыты.
  • Подведение итогов, награждение.
  • Ход мероприятия

    «Физика — наука молодых. И приобщаться к
    ней надо рано. «Правила игры» в физике -
    сложные, и по настоящему овладевать ими можно
    только в результате долгого и вдумчивого труда»-
    так говорил академик А.А.Абрикосов, обращаясь к
    молодежи.

    Физика- это наука, объясняющая явления,
    происходящие вокруг нас, дающие возможность
    понять процессы, происходящие в природе,
    научиться управлять ими.

    Цель сегодняшнего занятия — знакомство с
    физикой и её связью с другими науками.

    Сегодня соревнуются две команды:

    За ходом встречи следит жюри: (представляем
    жюри).

    I. Разминка — отгадай загадку.

    Начинаем с разминки. Загадки обеим командам:


    1. Всем поведает,
    Хоть и без языка,
    Когда будет ясно,
    А — когда облака.
    (Барометр)
    4. На стене висит тарелка,
    По тарелке ходит стрелка.
    Эта стрелка наперед
    Нам погоду узнает.
    (Барометр)
    2. Две сестры качались,
    Правды добивались,
    А когда добились,
    То остановились.
    (Весы)
    5. Никто не видывал,
    А слышать — всякий слыхивал.
    Без тела, а живет оно,
    Без языка — кричит.
    (Эхо)
    3.Что с земли не поднимешь?
    (Тень)
    6. Сначала — блеск,
    За блеском — треск.
    За треском — плеск.
    (Молния, гром, дождь)

    II. Реши задачу.

    Физика не может обойтись без математики, и в
    этом вы сейчас убедитесь.

    Вы разные движенья наблюдали,
    Как скорость, путь и время рассчитать узнали.
    Теперь попробуем мы знанья применить
    И задачи интересные решить

    Прежде чем вы услышите условие задачи,
    разгадайте загадку

    Он гудит и чертит мелом,
    Он рисует белым-белым,
    Смело в небе пролетает,
    Обгоняет птиц полет,

    Что такое? (Самолет)

    Задача 1. Какой путь пролетает самолет,
    движущийся в течение 10 минут со скоростью 720 км /ч.
    (120км.)

    Крыльев нет, но эта птица,
    Пролетит и прилунится
    Чудо-птица, алый хвост,
    Пролетела в стаю звезд,
    Хороша, как чудо света
    Что ж летит, ответь? (Ракета)

    Задача 2. Ракета движется со скоростью 7км / с. За
    какое время она пролетит 280000м? (40с)

    Он гудит, скажу я, важно,
    По воде плывет отважно
    И красив, скажу я вам
    Коль бежит он по волнам
    Не сбавляя быстрый ход
    Что такое? (Пароход)

    Задача 3. Какова скорость течения воды в Иртыше
    на участке где скорость парохода по течению
    равна 24 км / ч, а против течения 14 км / ч. (5 км /ч).

    Кто далеко живет,
    Тот пешком не пойдет.
    Наш приятель тут как тут,
    Всех домчит за пять минут.
    Эй, садись не зевай,
    Отправляется :(трамвай).

    Задача 4. Трамвай прошел первые 200м со скоростью
    5м / с, а следующие 600 м со скоростью 10м / с.
    Определите его среднюю скорость на всем пути. (8 м
    / с)

    Вот закончился урок,
    Знания пошли вам в прок.
    Мы хотим совет вам дать:
    Надо физику читать,
    Чтоб задачи все решались
    И ответы получались,
    И тогда оценки «пять»
    Всегда будешь получать.

    III. Разгадай ребус.

    В изучении физики и математики необходимы
    сообразительность и внимание.

    Проверим, как у вас развиты эти качества. Вам
    необходимо разгадать по три ребуса, при этом
    оценивается не только правильность ответа, но и
    скорость выполнения.

    (Приложение 1)

    IV. Конкурс болельщиков.

    Пока команды разгадывают ребусы, болельщикам
    предлагается заработать дополнительные баллы.

    Вопросы для болельщиков.

    1. Природное явление, радующее глаз. (Радуга)
    2. Устройство, с помощью которого определяют
      направление и скорость ветра. (Флюгер)
    3. Смерч над сушей в Северной Америке. (Торнадо)
    4. Прибор для измерения температуры. (Термометр)
    5. Явление природы, обусловленное понижением
      температуры . (Холод)
    6. Воздушная оболочка, окружающая землю.
      (Атмосфера)
    7. Простейший оптический прибор. (Лупа)
    8. Отверстие в радужной оболочке глаза. (Зрачок)
    9. Прибор для определения времени. (Часы)
    10. Прибор для изучения космических объектов.
      (Телескоп)

    V. Занимательные опыты.

    Пока жюри подводят итоги, вашему вниманию
    предлагаем несколько занимательных опытов.

    Пояснительная записка

    1. Перед каждым опытом ставится цель.

    2. Опыт осуществляется практически.

    3. Дается объяснение увиденному.

    Опыт «Прищепка — акробат «

    Положить на стакан открытку. Поставить на
    открытку бельевую прищепку, чтобы она находилась
    над серединой стакана. Резко и сильно щелкнуть по
    открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону.
    Прищепка падает в стакан.

    (Открытка сдвигается с места так быстро, что не
    успевает за собой увлечь прищепку. Прищепка
    падает вниз благодаря силе тяжести.)

    Опыт «Яйцо в бутылке»

    В пустую бутылку опускаем зажженный свернутый
    лист бумаги, а на горлышко ставим очищенное
    вареное яйцо. Бумага сгорает, а яйцо опускается в
    бутылку.

    (Теплый воздух выходит из бутылки, расширяясь, а
    яйцо под действием атмосферного давления
    проникает в бутылку.)

    Опыт «Кипение воды в бумажной коробке«

    В бумажный спичечный коробок наливаем воду и
    снизу подносим зажженную свечу. Через некоторое
    время вода закипит, а спичечный коробок не
    загорится.

    (Вся теплота от пламени поглощается водой. Так
    как у нее большая теплоемкость, и все тепло идет
    на кипение и парообразование)

    Опыт «Свеча»

    На лепешку из пластилина поставьте горящую
    свечу. Накройте ее ламповым стеклом и слегка
    вдавите стекло в пластилин. Свеча погаснет.

    Повторим опыт, поместив в ламповое стекло
    бумажную (жестяную) перегородку, не доходящую до
    пламени. Теперь свеча будет гореть долго

    (Свеча горит, если есть конвекция, то есть
    приток свежего воздуха. Этого притока нет, когда
    основание стекла погружено в пластилин, и свеча
    гаснет. Свеча будет гореть, если внутри лампового
    стекла есть перегородка, так как по одну сторону
    ее нагретый воздух и продукты сгорания
    поднимаются вверх, а по другую поступает свежий
    воздух)

    Опыт «Щепотка соли»

    Опустим небольшой кусочек льда в стакан с водой
    и попытаемся вытащить лед из воды с помощью нитки
    и щепотки поваренной соли. Надо положить на лед
    нитку и присыпать поваренной солью. Нитка
    примерзнет к льдинке и, потянув за нее, можно
    вытащить ее из воды.

    (Образуется охлаждающая смесь, и нитка
    примерзает к льдинке)

    Опыт «Летающая ватка»

    Возьмите маленький рыхлый кусочек
    гигроскопической ваты массой 3-5г. Хорошо
    наэлектризуйте расческу о чистые волосы или
    эбонитовую палочку и опустите на нее ватку. Она
    притянется и наэлектризуется. Рывком палочки в
    сторону оторвите ватку и быстро подведите
    палочку под ватку, а далее можно управлять ее
    движением.

    (Если опыт не получается, обратите внимание на
    размер ватки.)

    VI. Подведение итогов, награждение.

    Следующий: