Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Быть здоровым — это естественное стремление
человека. Здоровый и духовно развитой человек
счастлив: он отлично себя чувствует, получает
удовлетворение от своей работы, стремиться к
самосовершенствованию, достигая неувядающей
молодости и красоты. Великие поэты,
вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто
отождествляют красоту и здоровье. Целостность.
Гармония человеческой личности проявляются,
прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии
психических, физических сил организма,гармонии
самовыражения в различных областях нашей жизни.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет
молодость, продолжая сознательную деятельность,
не позволяя “душе” лениться.

Такого человека мы должны “создать” и
воспитать, начиная с самого раннего детства. И
для этого есть различные пути возможности.

Обучение в школе — серьезная нагрузка для
ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на
месте, у них возникает гиподинамия. С каждым
годом обучения возрастает необходимость
перерабатывать все больший объем информации.

В период обучения в школе происходят
эффективный рост и развитие организма ребенка,
который чутко реагирует как на неблагоприятные,
ухудшающие здоровье факторы, так и на
оздоровляющие меры.

Одно из основных направлений деятельности по
укреплению здоровья — организация и проведение
физкультурно-оздоровительных мероприятий в
школьном режиме. Формой активного отдыха детей
на уроках являются физкультурные минутки.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять
утомление, обеспечить активный отдых и повысить
умственную работоспособность. Ученые
утверждают, что первоклассник, например, может
активно работать в течении 10-15 минут. Далее он
начинает утомляться, отвлекаться, снижается его
трудоспособность.

В состав физкультминуток нужно включать
упражнения на формирование осанки, плечевого
пояса, рук и туловища (подтягивание, наклоны,
повороты) и упражнения для ног.

Физкультминутки целесообразно проводить под
популярную мелодию или использовать
классические произведения. Учащиеся могут
изображать движения зверей, танец снежинок,
подающие листья.

Также можно выполнять и комплексы ритмической
гимнастики. Танцевальные движения создают
бодрое настроение и развивают творческие
способности. Продолжительность танцевальных
упражнений 2-3 минуты. Физкультминутки с
использование текста довольно часто
используется на уроках. Стихотворными текстами
могут служить загадки, считалки, потешки,
поговорки.

На уроках, также применяются физкультминутки
для снятия напряжения глаз.

Болшую роль в учебном процессе играют
физкультминутки на развитие мелкой моторики, для
снятия утомления в мышцах кисти.

Необходимо правильно дозировать физическую
нагрузку при проведении физкультминуток.
Слишком малые нагрузки существенно не влияют на
повышение трудоспособности ребенка, а больше
могут отрицательно сказаться на последующей
учебной деятельности.

Важную роль в сохранении здоровья имеет
здоровый образ жизни, основанный на двигательной
активности, рациональном питании, правильном
режиме дня, отсутствии вредных привычек. С
учениками нужно проводить уроки здоровья на
темы:

“Понятие о здоровом и больном организме,
хорошем и плохом самочувствии”.

На занятиях учитель ставит задачу — настроить
детей на здоровый образ жизни, вызвать интерес к
здоровью.

“Значение соблюдения режима для школьника и
необходимость подвижного образа жизни и
физических упражнений для укрепления их
здоровья”.

Школьники должны понять необходимость
соблюдения правильного режима дня , занятий
физическими упражнениями для нормального
развития укрепления и функционирования
различных органов, особенно сердечно-сосудистые
системы, органов дыхания, опорно-двигательного
аппарата, позвоночника. При изучении этой темы
учащиеся получают начальные сведения об
аналитическом строении и физиологии важнейших
органов человека.

“Особенности рационального питания детей,
заболевания, связанные с неправильным
питанием”.

Основной целью этой темы является — научить
детей отличать полезные для здоровья продукты от
вредных, свежие от испорченных. Подробно
беседуем о различных видах пищи,о значении
витаминов для роста и развития ребенка, о
серьезных заболеваниях, развивающихся при
неправильном питании.

“Гигиенические навыки и их роль в профилактике
заболевания зубов, желудочно-кишечного тракта,
педикулеза”.

Стремиться сформировать у детей навыки личной
гигиены. Пытаемся сконцентрировать их внимание
на необходимости постоянно соблюдать
гигиенические правила, научить их правильно
чистить зубы, мыть руки перед едой и после
посещения туалета, иметь свою личную расческу,
зубную щетку, воздерживаться от пользования
чужими предметами туалета.

“Вредные привычки детей (курение, алкоголь,
токсикомания, наркомания), их связь с
возникновением заболевания человека”

Цель изучения ее — выработать у детей
негативное отношение к курению, употреблению
алкогольных напитков, токсикомании и наркомании.
Говорим о связи курения с возникновением таких
тяжелых заболеваний, как рак легкого, бронхит,
тяжелые поражения сердца и кровеносных сосудов.

Успешному обучению и сохранению здоровья детей
способствует не только соблюдения гигиенических
требований к организации учебного и продленного
дня в школе, но и повышенная степень
упорядочности режима дня в семье.

Недопустимы длительные вечерние просмотры
телепередач, сокращение пребывания детей на
свежем воздухе и уменьшение продолжительности
ночного сна, значительная перегрузка
внешкольными занятиями (одновременное посещение
двух и более кружков или секций).

Невозможно добиваться успеха без поддержки
родителей. В семье влияние родителей
осуществляется постоянно, длительное время и в
самых различных условиях и ситуациях. Поэтому
работать надо не только с учащимися, но и с их
родителями.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал:
“Забота о здоровье — это важнейший труд
воспитания”. От здоровья и жизнедеятельности
детей зависит их духовная жизнь, умственное
развитие. Прочность знаний, вера в свои силы.

Следующий: