Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся

Приложение 1. Слайд 1.
Переход от традиционного обучения к новым
педагогическим технологиям должен
осуществляется при помощи осмысления
необходимого теоретического материала.

Приложение 1. Слайд 2.
Таким образом, перед учителем встает проблема:
как превратить традиционное обучение в школе в
живой заинтересованный процесс развития
личности, способной самостоятельно ставить
перед собой цели и достигать их, используя новые
педагогические технологии?
Нужно отметить, что овладение новыми
технологиями обучения требует от учителей
внутренней готовности к серьезной работе по
преобразованию самого себя. Каждый учитель
знает, что чем разнообразнее формы и методы
работы, применяемые на уроке, тем интереснее и
эффективнее осуществляется образовательный
процесс.

Приложение 1. Слайд 3.
Я работаю по проблеме «Значение проектной
технологии в развитии ключевых компетенций
учащихся». Поиск и апробация новых методи­ческих
приёмов преподавания русского языка и
литературы занимают значительное место в
реализации данной технологии. Обновляя
классно-урочную систему образования, особое
внимание уделяю таким формам, как нестандартные
уроки в виде инсценирования, пресс-конференций,
форумов, круглого стола, защиты проектов и т.п.
Изученный материал на таких уроках надолго
запоминается учениками, позволяет им учиться без
принуждения, почувствовать вкус успеха.
Большое внимание уделяю развитию творческих
способностей школьников, умению мыслить,
формированию у учеников самостоятельности в
оценках и суждениях, вдумчивому подходу и
анализу изучаемого материала, критической
оценке результатов собственной работы.
Занятия научной деятельностью можно начинать с
12-13 лет. В этом возрасте дети уже
способны при помощи педагога добывать знания из
научной и научно-популярной литературы,
сравнивать разнообразные данные, использовать
термины, анализировать спорные моменты. Сложнее
детям делать выводы и умозаключения. Здесь
особенно необходима помощь педагога.

Приложение 1. Слайд 4.
Основой проектной деятельности являются
следующие умения:

  • самостоятельное применение знаний на практике;
  • ориентирование в информационном пространстве;
  • непрерывное самообразование;
  • наличие критического и творческого мышления;
  • способность увидеть, сформулировать и решить
    проблему.

Приложение 1. Слайд 5.
Этапы проектной деятельности.

1 этап. Продумывание темы проекта.

  • Для определения темы учитель выбирает ключевую
    научную идею в соответствии с программой своего
    учебного предмета.

2 этап. Выбор возрастной группы учащихся.

  • Определяется учителем, исходя из учебной темы.

3 этап. Формулирование основополагающего
вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

  • Учитель формулирует, учитывая основополагающие
    вопросы учебной темы и вопросы, на которые должны
    дать ответ учащиеся.

Приложение 1. Слайд 6.

4 этап. Формулирование дидактических целей
проекта.

  • Это цели, которые ставит перед собой ученик и
    старается их достичь в ходе реализации проекта.

5 этап. Формулирование задач.

  • Выстраиваются механизмы достижения
    дидактических целей.

6 этап. Формулирование актуальной проблемы.

  • Ученики самостоятельно формулируют проблемы
    (цели и темы) индивидуальных исследований в
    рамках заявленного проекта.

7 этап. Выдвижение гипотез решения проблем.

  • Формулируются учащимися. Гипотезы выдвигаются
    как возможные варианты решения проблем. Затем в
    ходе исследований они подвергаются проверке.

Приложение 1. Слайд 7.

8 этап. Формирование групп для
проведения исследований и определение формы
представления результатов.

  • Учащиеся делятся на мини-группы по 4-6 человек.

Исследовательские проекты представляются
авторами в разной форме, в зависимости от целей и
содержания: это может бать полный текст учебного
исследования: научная статья; план исследования,
тезисы, доклад, стендовые доклады (оформление
наглядного материала, текста иллюстрации);
реферат проблемного характера, компьютерные
презентации. Главным элементом проектов
являются выводы, к которым пришёл юный
исследователь в процессе работы над темой.

Приложение 1. Слайд 8.

9 этап. Обсуждение плана работы учащихся.

  • Ученики продумывают пути проведения своих
    исследований, намечают план действий.

10 этап. Обсуждение возможных источников
информации.

  • Цель: задать направление поиска информации.

Исследовательская деятельность предполагает
формирование библиотечно-поисковых навыков,
умений ориентироваться в информационных
потоках, приобретать знания при помощи
Интернет-ресурсов и компьютерных технологий,
проводить интервьюирование общественности. Это
навыки работы с энциклопедиями, книжными
изданиями, альманахами, газетами, журналами,
специализированными словарями, справочниками и
др.

11 этап. Самостоятельная работа учащихся в
группах.

  • Определение задания каждому в группе. Учитель
    консультирует, обходя группы, направляет ход
    обсуждений.

12 этап. Самостоятельная работа групп.

  • Распределение обязанностей между собой в
    группе.
  • Самостоятельная деятельность каждого
    участника проекта в соответствии с определённым
    временем.
  • Роль учителя: консультации, помощь, направление
    деятельности учащихся в нужное русло.

Приложение 1. Слайд 9.

13 этап. Подготовка презентаций по отчету о
проделанной работе.

  • Цель: систематизировать полученные данные. Роль
    учителя: консультации, помощь.

14 этап. Защита проектов.

  • Каждой группе предоставляется время до 10 минут.
    Далее идёт обсуждение проблем, обозначенных в
    проекте.

При защите проектов использую различные формы
дискуссий: круглый стол, форум,
пресс-конференция. Например, при защите проекта «Ясная
Поляна. Заочное путешествие по литературным
местам»
использовалась форма
пресс-конференции, которая стала средством
дополнения полученных сведений своим пониманием
и смыслом.

Приложение 1. Слайд 10.
Приобщение детей к ранней
научно-исследовательской, поисковой
деятельности является одной из форм обучения в
современной школе, позволяющей наиболее полно
определять и развивать как интеллектуальные, так
и потенциальные творческие способности, причем
индивидуально у каждого ребенка.
Ценность каждого проекта заключается в том, что
практически все знания учащиеся добывают
самостоятельно или посредством общения между
группами. Учителю предоставляется роль
консультанта и режиссера.
Научная деятельность помогает формировать
творческую личность, стимулирует “поисковую
активность”, упорство детей в достижении
поставленной цели. На новом этапе обучения и
развития у школьников появляется потребность
поделиться своими поисками, научными открытиями.

Надо признать, что не всегда деятельность по
проектам укладывается в жёсткие рамки урока. Это
приводит к использованию
индивидуально-обобщённой формы деятельности
учащихся: самостоятельных индивидуальных
занятий, лабораторного практикума, деятельности
по консультированию. В такой работе происходит
самостоятельное освоение новых понятий,
отношений. Деятельность по созданию условий, в
которых ученик обращается к источнику знаний,
источнику ценностей, содержащихся в литературе,
опыте человеческого бытия, считаю главной в
своей педагогической работе.

Приложение 1. Слайд 11.
Значение проектной технологии в развитии
ключевых компетенций учащихся:

  • формируется научно-теоретическое,
    нестандартное мышление учащихся;
  • осваиваются основы исследовательской
    деятельности;
  • создаётся ситуация успеха (переживание радости
    от самостоятельных открытий);
  • предоставляется возможность самостоятельного
    поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
  • развивается способность к рефлексии.

Приложение 1.
Слайд 12.
Таким образом, проектная
деятельность формирует социальный опыт учащихся
в труде и общении, способствует
интеллектуальному росту школьников, расширяет
кругозор как в области своего предмета, так и в
окружающей действительности, даёт возможность
лучше раскрыть собственный потенциал.

Следующий: