Значение двигательной активности для сохранения здоровья


Цель: сформировать у учащихся
твердое убеждение о необходимости физической
нагрузки для сохранения здоровья.

Задачи:

Образовательная:

  • Раскрыть условия правильного формирования
    скелета и мышц, значение двигательной активности
    для здоровья.

Развивающая:

  • Развивать умения применять полученные знания в
    своей жизни для снятия функционального
    напряжения и утомления, способствовать
    повышению умственной работоспособности.

Воспитательная:

  • Продолжить формирование интереса к своему
    здоровью.
  • Познакомить с богатым опытом эффективного
    использования традиционных игр и состязаний
    коренных народов Севера для формирования
    движений, которые имеют прикладное значение для
    будущей жизни.
  • Экологическое воспитание, дающее возможность
    любоваться красотой и богатством природы,
    воспитывающее бережное отношение к флоре и
    фауне.

Урок проводится в спортивном зале, 2 часа.

Тип урока. Интегрированный урок
биологии и физкультуры.

Вид урока. Комбинированный.

Оборудование: Скелет. Таблица
“Мышцы человеческого тела”, спортивный
инвентарь, секундомер, сантиметровая лента.

Ход урока

I. Организационный этап урока.

Учитель физкультуры проводит построение
учащихся, проверяет готовность к уроку.

Учитель биологии сообщает тему урока и его
задачи.

  • Сегодня на уроке вы узнаете о развитии скелета и
    мышц в зависимости от двигательной активности
    (от физических упражнений и тренировки).
  • Мы поговорим о формировании правильной осанки и
    устранении нарушений осанки.
  • О причинах искривления позвоночника, его
    вредного влияния на организм.
  • Познакомимся с гигиеническими нормами, которые
    следует соблюдать для правильного формирования
    скелета и мышц, для сохранения здоровья.
  • А также познакомимся с национальными
    традициями, обычаями и культурой движений
    коренных народов Севера.

Более 75% девочек и почти 30% мальчиков не могут
элементарно подтянуться. Этот факт показывает,
что девочки и мальчики имеют значительно меньше
сил и выносливости, чем им необходимо для того,
чтобы считаться хорошо физически
подготовленными и здоровыми. Крепкие мышцы с
хорошей выносливостью улучшают нашу осанку,
защищают нас от повреждений и помогают
предотвратить сутулость и другие проблемы с
суставами и мышцами. Мышечная сила и
выносливость также очень важны для многих видов
спорта – таких, например, как теннис и плавание,
где определенные группы мышц должны
поддерживаться в рабочем состоянии
продолжительное время. Недостаточно развитая
мускулатура и плохое физическое развитие
вызывает у детей нарушения в осанке. Под
правильной осанкой в положении стоя понимается
привычная, непринужденная поза человека, который
держит тело и голову прямо. Часто можно наблюдать
, что школьники стоят ссутулившись, слегка
выпятив живот. Или во время приготовления уроков
сидят согнувшись , приподняв правое и опустив
левое плечо. Неправильная поза вызывает быстрое
утомление и может способствовать появлению
недостатков в физическом развитии: сутулости,
сколиозу, “кособокости” и т. д.

Правильная осанка способствует созданию
наилучших условий для дыхания, кровообращения,
при этом телу для сохранения равновесия
требуется минимум мышечных усилий.

Правильное положение тела во время сидения
достигается активной работой широких мышц спины,
напрягающих туловище, длинных мышц спины,
разгибающих позвоночник.

Во время приготовления уроков необходимо
сидеть прямо, голову немного наклонив вперед,
опираясь поясничной частью спины о спинку стула,
а ступнями ног о пол. Обе руки нужно держать на
столе, грудью опираться на стол нельзя.

Учитель физкультуры знакомит с методом,
выявляющим нарушение осанки.

Ход работы (можно показать один из методов).

  • Для выявления сутулости (круглой спины) –
    сантиметровой линейкой измерьте расстояние
    между самыми отдаленными точками левого и
    правого плеча, отступив на 3–5 см вниз от
    плечевого сустава, со стороны груди и со стороны
    спины. Первый результат разделите на второй. Если
    получится число, близкое к единице или больше ее,
    нарушений нет. Получение числа меньше единицы
    говорит о нарушении осанки.
  • Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки,
    голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте
    между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он
    проходит – нарушение осанки есть. Если проходит
    только ладонь – осанка нормальная.

Учитель биологии: Осанка не
развивается сама по себе, а формируется с
детства. Однако даже у взрослых ее нельзя
рассматривать как нечто постоянное. Осанка
меняется под влиянием окружающей среды и занятий
спортом. Поэтому различные нарушения ее,
особенно в раннем детстве, могут быть полностью
исправлены.



Чтобы предотвратить нарушение осанки и
искривление позвоночника, важно с раннего
возраста физически развивать ребенка. Очень
полезны подвижные игры и занятия, связанные с
мышечной деятельностью. Утренняя гигиеническая
гимнастика обязательна. Особенно необходимы
физические упражнения, которые укрепляют мышцы
спины и живота (их лучше делать в положении лежа).
Полезен дневной отдых с разгрузкой позвоночника.

Рабочий день современного школьника достигает
8 часов и более в сутки. Если в течение этого
времени школьник не бывает на воздухе, что
характерно для наших климатических условий, не
занимается спортом и вся его энергия поглощена
освоением учебного материала, то такая занятость
может быть никчемной. Наш регион характеризуется
развитием у детей гиподинамии (недостаточная
физическая активность) вследствие
неблагоприятных климатических условий.

Учитель физкультуры. Коренными
народами Севера, ведущими в большей части
традиционный образ жизни на природе, накоплен
бесценный опыт выживания. Особое значимое место
в нем занимает национальная физическая культура
этих народов, и в первую очередь традиционные
игры и состязания. Они лежат в основе
религиозного воспитания, трудовой дисциплины.
Формируют важные умения и навыки для будущей
жизни.

Выполнение игр-упражнений способствующих
укреплению всех групп мышц, обеспечивающих
формирование правильной осанки и физических
качеств ребенка.

1. На развитие силы – способность
преодолевать внешнее сопротивление посредством
мышечных усилий и напряжений.

“Перетягивание палки” состязаются
круглый год в помещении и на воздухе. Количество
участников не ограничивается. Для состязания
изготавливают палку длиной 50–60 см, диаметром 3–4
см из любого дерева. Часто используют часть
хорея. Палку тщательно зачищают от неровностей,
зашкуривают. Кроме того, выбирают доску длиной
1–1,5 м, шириной 35–40 см. Иногда используют вместо
доски бревно. Два участника состязания садятся
на землю (пол) напротив друг друга, упираясь
ступнями ног в доску (ноги при этом: должны быть
прямыми в коленях), и берутся руками за палку.
Хват произвольный, т. е. можно браться одной рукой
хватом сверху, другой хватом снизу и т. д. По
команде судьи (им может быть любой из игроков)
соперники начинают тянуть палку на себя,
стараясь оторвать противника от земли (пола). Во
время перетягивания можно отрывать ноги от
доски, пристукивать ими по доске. Если игрок
падает набок, но не выпускает палку из рук, это не
считается поражением и дается еще одна попытка.
Идеальным исходом состязания считается, когда
один из участников перебрасывает другого через
себя. Проигравший выбывает из борьбы, а с
победителем садится следующий участник
состязания и т. д. Побеждает тот, кому удается
перетянуть всех участников состязания.

2. На развитие скоростно-силовой выносливости –
способность длительно выполнять
сложно-координационные движения с критической
скоростью и максимальным движением мышц.

“Прыжки через нарты” – это очень
распространенная игра у долган. По команде по
очереди участники начинают прыгать через
“нарты” (кубы, мячи и т.п.). Во время прыжков
участник не должен останавливаться, особенно при
повороте. Это продолжается до тех пор, пока
участник не коснется ногами “нарт” или не
остановиться. Побеждает тот игрок, который
выполнил максимальное количество прыжков.

3. Подвижная игра. “Не попади в прорубь”
участники, держась за кисти рук, образуют круг и
разными приемами (кроме подсечек, подножек)
заставляют стоящих рядом с ними наступить на
кружки, изображающие проруби. Проигравший
выбывает.

4. Малоподвижная игра на релаксацию и
формирование правильной осанки. “Игра в мяч” –
играющие делятся на две команды и становятся в
две шеренги друг против друга на расстоянии от 6
до 15 м (в зависимости от возраста). Направляющий
бросает мяч стоящему напротив, и т. д. Не
поймавший мяч или заведомо не точно бросивший
выбывает их игры. Выигрывает та команда, у
которой за определенное время осталось больше
игроков.

Подведение итогов урока и домашнее задание.

Учитель физкультуры строит класс в одну
шеренгу, подводит итоги урока и предлагает
изученным играм научить других ребят.

Литература

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Учебник
    биологии, изд. “Дрофа” .
  2. Учебник валеологии.
  3. Богораз В.Г. “Игры малых народов Севера”,
    сборник музея антропологии и энтографии АН СССР,
    М., 1949 г.
  4. Катыгинский С.Н. “Долганские национальные
    игры”, пособие для учителей, С-Пб., 2001 г.



Следующий: