Жизнь и быт наших предков

Цели и задачи:

  • развитие навыков логического мышления;
  • развитие интереса к предмету;
  • воспитание уважения к традициям и обычаям
    предшествующих поколений;
  • постижение мудрости народной.

Оборудование: cкатерть, каравай, соль,
икона, лампадка, рушник, проектор, экран,
компьютер, иллюстрации по теме занятия.

Ход занятия

Класс поделен на несколько секторов; оформлен
красный угол с иконой, лампадой; обеденное место
с хлебом и солью на столе; по диагонали от
красного угла размещается рисунок русской печи;
стол с письменными принадлежностями (перо,
бумага).

Презентация.

Слайд1

Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами
необычное занятие. Прямо сейчас мы отправимся в
путешествие, в котором нам предстоит узнать
много нового о жизни и быте наших предков.

Предшествующие поколения донесли до нас и
сделали понятными многие обычаи, однако многое
было и забыто. Надеюсь, что некоторые тайны мы
сможем открыть сегодня.

С нами в путешествие отправится знаток.
Итак, путешествие начинается.

Когда мы задаем себе вопрос, что такое семья в
нашем представлении, согласитесь, чаще всего
возникает образ Дома, в котором живут папа, мама,
каждый из нас, наши братья, сестры, а, может быть, и
дедушка с бабушкой.

- В каком доме вы живете?

- В каменном или деревянном?

- Сколько окон в доме? Куда они смотрят?

- Является ли ваша квартира угловой?

Все это я спрашиваю не просто так, за каждым из
вопросов, если задуматься, скрывается немало
тайн. Хорошо ли вы знаете свой дом? Чем был дом для
наших предков?

На эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Учитель: Дом для русского человека -
это счастье, достаток, единство семьи и рода. Дом
- защита, крепость. Это граница между внешним
миром, который был враждебен человеку. Поэтому
покупка, а чаще постройка дома, было большим
событием в жизни русского человека.

Дома строили разные: избы, пятистенки,
крестовики, но основа строительства была единой.

Слайд2, слайд3, слайд4

Особенности постройки русского жилища
отмечали многие иностранцы, приезжавшие или
жившие в России.

Нам повезло, и мы можем услышать, что пишет
английский посол Джон Флетчер в своем донесении
о русском жилище:

Сценка. «Письмо английского дипломата»

(Стол. Горит свеча. За столом с пером в руке
сидит ученик в роли дипломата и пишет письмо).

«Моя королева, уже долгое время я живу в России.
За этот период я увидел, что русские отличаются
от нас, англичан, даже своими жилищами.

Дома их деревянные, без извести и камня,
построены весьма плотно и тепло из сосновых
бревен. Между бревнами кладут мох. Деревянная
постройка русских, по-видимому, гораздо удобнее
нежели каменная или кирпичная, потому что в
последних больше сырости и они холоднее, чем
деревянные дома, особенно из сухого леса».[6]

Учитель: Даже иностранцы признавали
неоспоримые достоинства русского жилища.

- А как мы сегодня скажем: построить дом или
срубить?

Наши предки дома рубили.

- Как, по-вашему, какая профессия, поэтому могла
цениться ими?

Учащиеся: Ценилась профессия
плотника.

Учитель: Почему так, нам расскажет наш
знаток.

Знаток: Считалось, что плотники знаются с
«нечистой» силой и поэтому старались им
всячески угодить: получше накормить,
рассчитаться. Иначе они могли навлечь на дом
пожар, бурю или положить под матицу (главный брус
дома) свиную щетку, отчего в доме заводились
черти.[4]

Учитель: А теперь приглашаю всех
заглянуть внутрь дома.

- Знаете ли вы, как выглядело русское жилище?

- Какие части дома считались главными?

- Какие предметы особенно ценились нашими
предками?

(учащиеся предлагают свои варианты ответов на
вопросы учителя)

Учитель: Одними из главных частей дома
были: красный угол, матица, наиболее почитаемыми
предметами — стол и печь.

- Почему эти места в доме и эти предметы были
наиболее почитаемые?

(учащиеся предлагают свои варианты ответов на
вопросы учителя)

Учитель: Красный угол — это священное
место в доме.

Слайд5

- Что находилось в красном углу (переднем) дома,
как украшался он?

(оформленный в классе красный угол помогает
ответить на вопрос).

Знаток: Располагался красный угол в
восточном углу избы, так как именно на востоке
всходило солнце. Особое почтение оказывали этому
месту в доме все входящие.

Учитель: Как же нужно было входить в
дом, сразу обращаться к хозяину или существовали
какие-то правила?

Посмотрите, нам повезло и в гости к своему
соседу идет Андрей Иванович — наш гость из
прошлого. Как он войдет в дом?

(ученики разыгрывают сценку приветствия).

Знаток: Человек, входящий в дом, прежде
всего крестился глядя на иконы, а уже потом
обращался к хозяевам дома.

Учитель: Посмотрите, какой предмет
располагался рядом с красным углом?

Учащиеся: Стол.

Учитель: «Хлеб на столе, так и стол
престол, а хлеба ни куска — и стол доска» — так
говорили наши предки. И действительно, у них
всегда на столе находились хлеб и соль.

«Без соли стол кривой», «Без соли хлеб не
еда».

Ни в коем случае нельзя было стучать по столу,
так как стол — ладонь Бога, протянутая людям.

Очень важным было размещение за столом во время
еды.

Давайте проверим, знаете ли вы, как правильно
нужно было сидеть за столом во время еды. В этом
нам помогут наши гости из прошлого — Андрей
Иванович и его семья, которую он сейчас нам
представит.

Сценка

Андрей Иванович: Семья у меня
небольшая. Старуху свою недавно схоронил. Но и
радостей в жизни хватает: сыновей вот женил, хоть
и непутевые, да жен взяли хороших, работящих. А у
старшего уж и ребятенок есть.

- Цыц, девка, чего развертелась, скоро за стол
сядем.

Учитель: Помогите Андрею
Ивановичу правильно разместить семью за столом.
Учтите, что за столом были более и менее почетные
места.

(учащиеся рассаживают героев сценки,
подводятся итоги конкурса).

Знаток: Наиболее почетным местом было
место во главе стола, под иконами. Там должен был
сидеть мужчина — глава семьи. Далее по сторонам
от хозяина садились старшие мужчины, за ними -
младшие; на самом нижнем конце сидели женщины. Но
могло быть и по-другому: с одной стороны по
старшинству садились мужчины, напротив — женщины.

Учитель: Но прежде, чем сесть за стол,
еду нужно было приготовить.

- Посмотрите, где располагалась печь в русском
доме?

Учащиеся: По диагонали от красного
угла.

Знаток: В 6-7 вв. в древнерусских
поселениях дома обогревались печами-каменками.
Их просто складывали из камней без раствора. В 8-10
вв. появляются глиняные печи. И те, и другие не
имели дымоотвода и топились «по- черному».

Слайд 6.

Учитель: С незапамятных времен люди
связывали печь с понятием «дом». Появилось и
понятие «домашний очаг», да и само название
русского жилища — изба — связано с печью: изба -
истьба — истопка, то есть отапливаемый дом.

Печь грела, кормила, лечила, мыла и спать
укладывала. Уважительное отношение к печи нашло
отражение во множестве поверий, примет, обрядов,
поговорок.

- Какие пословицы и поговорки о печи вы знаете?

(проводится конкурс «Кто больше?» на знание
пословиц и поговорок о печи)

Учитель: С печью связано много поверий
и запретов: большим грехом, например, считалось
плевать на печь или огонь. А один из обрядов,
связанный с печью, мы знаем с детства. Какой?

Учащиеся: Прятать в печи или за печью
молочные зубы.

Учитель: Итак, каждая часть дома
ценилась нашими предками, но дом нужно было и
охранять, защищать от враждебных сил. И в этом
человеку помогали и потусторонние силы.

Посмотрите на рисунок дома.

Рисунок 1

Он разделен на три части:

Фундамент — это связь с подземным миром.

Сруб дома — это земное.

Крыша — это небесное.

- Как потусторонние силы могли попасть в дом -
земное? Конечно, через трубу, помните как Баба -
Яга вылетает или влетает в дом?

- А есть ли у дома защитник? Как его зовут?

Учащиеся: Домовой.

Слайд7.

Учитель: Можно ли видеть домового,
описать его внешность?

(учащиеся предлагают свои варианты ответов на
вопросы учителя)

В прошлом многие его видели и даже могут
рассказать об этом. Послушаем наших гостей из
прошлого:

Сценка. Разговор очевидцев

«- У нас во Владимирской губернии домовой живет
почитай в каждом доме. И увидеть его можно. Хозяин
мой так в обморок упал. А домовой был одет в
свитку и всегда носит лохматую шапку, волоса на
голове и на бороде у него длинные.

- А я-то из Пензы. У нас так тоже не раз домового
видели. Он — старичок маленький, словно обрубок,
но с большой седой бородой».

Учитель: Но и сегодня тоже многие
способны видеть хозяина дома. Жители с. Троицкого
Новохоперского района Воронежской области дали
такое его описание:

«Домовой маленький и лохматый, а кричит к горю
или счастью. Домовой кричит с визгом» [1].

Как мы видим, домовой мало изменился со
временем, и его облик остался почти таким же, как
и много веков назад.

Учитель: Из вас кто-нибудь видел
домового? Помогал он вам или нет? А где, по-вашему,
в доме место домового?

(учащиеся предлагают свои варианты ответов на
вопросы учителя)

Мини-конкурс: ученикам даются фигурки домового,
которые они прикрепляют к рисунку дома, где, по их
мнению, мог бы жить хозяин.

Рисунок 2

Рисунок 3

Подводим итоги конкурса, определяем места, где
живет по поверьям домовой: за печкой, на потолке,
под полом.

Учитель: Итак, дом действительно
становился крепостью, которую вместе с человеком
охранял и добрый дух. Вспомним еще раз эти
священные места, разгадываем кроссворд

Слайд 8.

1. Святилище для малого огня Перуна.

2. То, чего нет в доме Бабы-Яги.

3. Последняя граница перед опасным внешним
пространством

4. Предмет, по которому нельзя стучать.

5. Защитное сооружение, давшее начало русскому
слову «город».

(по вертикали: порог).

Учитель: С порогом тоже связано много
примет и обрядов: нельзя останавливаться на
пороге, передавать вещи через порог и другие. Но
главное, порог — это вход в жилище, но
одновременно и выход во внешний мир, который был
чужд и опасен для человека.

Таким был дом русского человека, дом-защитник.
Надеюсь, что сегодня вам удалось немного
приоткрыть тайну русского жилища и понять
некоторые особенности, которые сегодня,
возможно, выглядят как чудачества пожилых людей.
А домашнее задание вам будет следующее:
нарисовать дом русского человека, как вы его себе
представляете после нашего «путешествия».

А наше путешествие подошло к концу, спасибо за
участие в нем.

Литература:

1. Бадина Н. В. Изба как явление материальной и
духовной культуры. Дипломная работа.
Борисоглебск, 1993 г.

2. Иванов И. И. 300 вопросов и ответов о мифологии.
Ярославль, Академия развития, 1997 г.

3. Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1984 г.

4. Даркевич В. Рубить добро и стройно/ Наука и
жизнь, 1996, № 5. С. 90.

5. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., Наука,
1987 г.

6. Флетчер Д. О государстве Русском. Спб, 1905 г., 2-е
изд.

Следующий: