Живая летопись Кавказа

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема “Живая летопись Кавказа”

План:

  1. 1848–1903 гг. Знакомство с выдающимся деятелем кубанской
    исторической науки Евгением Дмитриевичем Фелицыным.
  2. 1879 год. Отдел Кубанской области для Московской археологической
    выставки.
  3. 1882 год. Археологическая карта Кубанской области.
  4. Путешествие по Кубани.
  5. 1879 год. Кубанский войсковой музей в городе Екатеринодаре.
  6. Исследовательская работа по изучению пребывания Михаила Юрьевича
    Лермонтова на Тамани.
  7. 1889 г. Открытие первого в России памятника М.Ю. Лермонтову.
  8. 1990 г. Краснодарскому государственному
    историко-археологическому музею-заповеднику было присвоено имя его
    основателя Е.Д. Фелицына.
  9. 2009 г. Атамань – уникальный исторической комплекс.

Возможная личностно значимая проблема:

Интерес к прошлому и настоящему: “Родной край – малая родина”

Планируемые результаты изучения материала.
  • успешное овладение знаниями исторических событий
  • умелое пользование Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова
    и Н.Ю. Шведова
  • заинтересованность изучения истории Краснодарского края,
    посещения достопримечательностей
  • ориентировка в исторических понятиях, в научных терминах
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. Метод:
  1. Словесные методы (беседа, рассказ)
  2. Наглядные методы
  3. Репродуктивные методы
  4. Проблемно-поисковые методы (творческий подход)
  5. Методы устного контроля
  6. Метод самостоятельной работы
  7. Метод стимулирования и мотивации

Проблемное задание:

изучить деятельность кубанского историка Е.Д.
Фелицына

Форма урока

: комбинированный урок с элементами работы в группах.

Приемы деятельности учителя:

  • использование наглядности
  • применение логического приема – выделения главного
  • работа с презентацией.
Развитие умений учащихся
  1. Реализация краеведческого принципа облегчила накопление
    чувственного опыта и облегчила осознание учебного материала.
  2. Называть народы населяющие Кубань.
  3. Соотносить события и их принадлежность.
  4. Узнавать по текстам учебников М.В. Мирук, Т.А. Науменко
    “Введение в историю Кубани” и Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова
    “История Кубани в рассказах и иллюстрациях”, к какому времени
    относятся эти события.
  5. Составлять связный рассказ на тему: “Родной край”.
  6. Объяснять значение понятий и терминов.
  7. Работать с исторической картой.
Основные понятия и термины
  1. Археологическая карта Кубанской области.
  2. Антропология, этнография, археология, реликвия, курган, амфора.
    акинак, Эрмитаж, дольмен, половецкая баба, интеллигенция, Атамань.
  3. 1848 г., 1879 г., 1882 г., 1889 г., 1903 г., 1990 г.
Источники информации.

Домашнее задание.

Учебники: М.В.Мирук, Т.А. Науменко “Введение в историю
Кубани” и Е.А. Хачатурова, Н.А. Корсакова “История Кубани в рассказах и
иллюстрациях”. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского
языка. Статистика Кропоткинского молокозавода.

Домашнее задание:

  • изучение школьниками научно-краеведческой деятельности Е.Д.
    Фелицына.
  • посещение историко-археологического музея им. Е.Д. Фелицына
  • посещение крупнейшего в стране музея под открытым небом –
    атамань.

Приложение

Комментарии к технологической карте.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с выдающимся деятелем кубанской
исторической науки Евгением Дмитриевичем Фелицыным.

Кубань,
Моя родная сторона
К тебе тянусь я сердцем неизменно,
Да будет прошлое твое нетленно,
В трудах своих о будь благословенна
Кубань.
Моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно
Житница твоя полна!
(Валентина Григорьевна Саакова)

Знакомство с новым материалом

Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь
посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению нашего края.

Следуя примеру Евгения Дмитриевича Фелицына:

С дружным классом
Я бывал повсюду
И во многих городах Кубани
Я дивился чуду!

Евгений Дмитриевич Фелицын родился в обер-офицерской семье 5 марта 1848 года.

После окончания гимназии он шестнадцатилетним юношей записался в пехотный
полк и отбыл на Кавказ.

Служил он хорошо, продвигался по службе, занимал посты, получал ордена. Жил
Евгений Дмитриевич уединенной жизнью в Екатеринодаре, снимая квартиру в станице
Северской. Семьи у Фелицына не было.

Доброта, отзывчивость – самые отличительные качества Евгения Дмитриевича.
Лучший ученик станицы Северской содержался на его средства.

Он играл на многих музыкальных инструментах, написал и напечатал несколько
музыкальных пьес. Ему принадлежат польки “Шутка”, “Ласточка”, великолепная
“Кубанская мазурка”, вальс “Вдохновение”. Эти произведения исполнял городской
полковой оркестр.

Любовь к природе, восторженное отношение к ее величию и красоте увлекли
Фелицына фотографией. Им были сняты места исторических событий, памятники,
красивые места Кубанской области.

А весь свой досуг посвящал истории Кубани.

В 1878 году войсковое начальство поручает Евгению Дмитриевичу Фелицыну
организовать для Антропологической выставки в Москве отдел Кубанской области.

Предметы, присланные Фелицыным, составили третью часть всей этнографической
коллекции этой выставки.

Организационный комитет высоко оценил труды Фелицына и наградил историка
золотым председательским жетоном.

Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова

Антропология – наука о биологической природе человека (с. 26)

Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов (с.
913)

Благодаря Фелицыну в 1879 году был организован отдел Кубанской области для
Московской антропологической выставки. В числе многих предметов, характеризующих
быт горского населения Кубани, был отправлен в Москву и кефир, где он был
исследован профессором А. Богдановым и Э.Керном.

  • кисломолочный напиток кефир обладает освежающим вкусом, хорошо утоляет
    жажду. Кефир регулирует работу кишечника.
  • белки и жиры, содержащиеся в кефире, легко доступны для переваривания,
    хорошо усваиваются.
  • спирт, находящийся в кефире в небольшом количестве, возбуждает аппетит и
    тонизирует нервную систему
  • кропоткинский молкомбинат выпускает в месяц 470 тонн кефира и 41 тонну
    Био кефира.

Вкусный кефир Кропоткинского молкомбината полезен взрослым и детям!

Питая искреннюю, сыновнюю любовь к Кубанскому краю, Е. Д.Фелицын по крупицам
копил сведения о его древней жизни, археологии, результатам чего была впервые
обстоятельно составленная археологическая карта Кубанской области, изданная в
1882 году в Москве.

Это была первая археологическая карта в России и на Кубани, сейчас она, как
реликвия хранится в музее.

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся
вещественным памятникам (с. 29)

Реликвия – вещь, свято хранимая, как память о прошлом (с. 675)

На карте были нанесены местности, где находятся курганы, древние укрепления,
крепости, древние христианские церкви и часовни, каменные статуи, гробницы,
дольмены.

Идет рассвет,
Ступая по курганам,
Навстречу солнцу
Стали тополя…
Как ты мила
И как ты дорога там,
Кубань, Кубань –
Родимая земля!
Виктор Подкопаев

Фелицын много путешествовал по Кубани, производил раскопки курганов.

Работа по учебнику “Введение в историю Кубани” М.В. Мирук, Т.А. Науменко.
Чтение текста “Что и как изучает история”:

  • Чтение цепочкой стр. 28-29
  • Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

Амфора – большой сосуд, с узким горлом и двумя ручками, для хранения вина,
масла, зерна.

Акинак – короткий меч скифов, который вместе с определенной разновидностью
трензеля (уздечки) являлся одним из элементов скифской триады. Археологические
находки этих предметов позволяют проследить проникновение восточно-иранских
“царских” скифов через Переднюю Азию и Кавказ до Северного Причерноморья.

Работа по учебнику “История Кубани в рассказ и иллюстрациях” Е.А. Хачатурова,
Н.А. Корсакова.

Чтение рассказа археолога о раскопках кургана в хуторе Бойко-Понура. Стр.
21–22

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова с. 55

Эрмитаж – художественный и культурно-исторический музей в Санкт-Петербурге.
Эрмитаж является самым большим музеем в нашей стране.

Посетитель должен пройти 22 километра, чтобы осмотреть 350 залов. в которых
экспонируется почти 3 миллиона произведений искусства и археологических
объектов.

Евгений Дмитриевич Фелицын исследовал старинные гробницы – дольмены, которые
казаки за их архитектурную величину называли “Богатырскими хатами”

Дольмен – каменное погребальное сооружение.

Эти огромные сооружения бронзового века, имеют различные формы: квадратные,
прямоугольные, вытянутые, трапециевидные с круглым или овальным отверстием в
передней стенке, обычно обращенной к солнечному восходу. Многие памятники
прошлого модно видеть своими глазами сейчас.

Дольмен-монолит у с. Волконка – находится на левом берегу ручья Годлик в 1
км. От моря, близ минерального источника. Он выбит в скале серого песчаника,
размерами 17х7,40х6м. Камера дольмена сравнительно небольшая 1,65х1,9х0,94м.
Портал массивный, углублен в скалу, по размерам гораздо больше самой камеры и
составляет 1,90х2,50м. Круглое входное отверстие диаметром 0,45м. Дольмен
ориентирован порталом на юго-восток.

Это единственный сохранившийся монолит – уникален на Западном Кавказе.
Дотируется рубежом III-II тысячелетий до н.э. Очень эффективно смотрится на фоне
кавказского ландшафта.

Поздней осенью посетили дольмен в Адыгеи.

Е.Д. Фелицын исследовал и подробно описал более 700 дольменов в работе
“Западно-кавказские дольмены”.

Он первым описал дольмены, древние христианские храмы и каменные бабы.

Половецкая баба – название половецких каменный статуй.

Тихое поле, забытый курган,
В поле из камня не спит истукан
В хлебном приволье, в казачьем краю
Думаем древнюю думу свою.
И. Варавва

В историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына огромная
коллекция каменных изваяний. Их в музее – 55, громадных истуканов, названных
“бабами”, так как чаще всего они изображают женщин.

Что же это за статуи? Путешественник Вильгельм Рубрук, побывавший у половцев
в XIII веке писал: “Они насыпают большой холм над усопшим и воздвигают ему
статую, обращенную лицом к востоку”. Русский ученый Г.А. Федоров-Давыдов
полагает, что статуи считались изображением Бога.

Помещик и казаки в XIX–XX вв. использовали “половецкие бабы” в качестве
строительного камня или пережигали их на известь.

И только благодаря усилиям ученых, любителей-краеведов многие памятники были
спасены и пополнили музейные коллекции.

В 1879 году он стал создавать в городе Екатеринодаре Кубанский войсковой
музей и свозил в него со всего края исторические памятники: древнегреческие
колонны, предметы быта адыгов, черкесов и казаков, археологические находки
древних кубанских курганов.

Современный музей обязан ему одной из лучших в стране коллекций каменных
половецких статуй, весом до 500 кг., которые были установлены кочевыми народами
в степях еще в X–XII вв.

В XIX веке Фелицын провел большую исследовательскую работу по изучению
пребывания Михаила Юрьевича Лермонтова на Тамани. Сделанные им описания и
рисунки хаты казака Мысника, где останавливался поэт, помогли в создании
дома-музея М.Ю. Лермонтова на Тамани.

Фелицын был также одним из инициаторов сбора пожертвований на памятник
Лермонтову в Пятигорске.

16 августа 1889 года состоялось открытие первого в России памятника М.И.
Лермонтову. Автор скульптуры академик А.М. Опекушин.

Задумчивый поэт, в расстегнутом офицерском сюртуке, со сброшенной шинелью,
сидит на выступе скалы смотрит на воспетые им, Кавказские горы, на двуглавый
снежный Эльбрус.

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз,
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ….

Летом 1903года Фелицын заболел и поехал в Геленджик с надеждой поправить
здоровье, но эта поездка не принесла ему улучшения.

Умер он от воспаления мозга и переутомления 10 декабря 1903 года.

Его честное и благородное служение обществу оставило свои поды.

В 1990 году Краснодарскому государственному историко-археологическому
музею-заповеднику было присвоено имя его основателя Евгения Дмитриевича Фелицына.

“Фелица” – переводится с дрвнегреческого – “озарение, вдохновение”. В этом и
состоял весь его жизненный путь.

На Кубани вырос я,
Мне родней, понятие
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес –
То южный лес
Перед перевалами
И понятен мне прибой,
Дикий лес, задумчивый….
Разговор волны с волной
Я как стих заучивал.
Я запомнил у крыльца
Тополя зеленые
Черномазого скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград,
Горы седовласые
И поток,
Что вечно рад
Меж теснин отплясывать
В.Б. Бакалдин

Работа с историческим материалом продолжается и в настоящее время. Уникальный
проект – строящаяся станица Атамань – крупнейший в стране музей под открытым
небом. в будущем может стать одной из главных достопримечательностей Кубани.
Тамань с ее 26 вековой историей – это не только наслоения древнейших времен, но
и кубанская колыбель казачества.

Этнографическая станица на считанные месяцы выросла на берегу Черного моря, в
районе Лысой горы станицы Тамань Темрюкского района.

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Блиц-опрос в презентации.

Итог урока. Какой вклад в изучение истории Кубани внес Евгений
Дмитриевич Фелицын?

  1. Во второй половине XIX века огромный вклад в развитие науки, культуры,
    истории внесла казачья военная интеллигенция. Интеллигенция – работники
    умственного труда, обладающие образованием и знаниями в различных областях
    науки и культуры.
  2. Евгений Дмитриевич Фелицын написал более 90 научных работ по истории,
    археологии, этнографии Кубанской области.
  3. Стоял у истоков создания многих учреждений культуры и науки. Среди них:
    статистический комитет и исторический музей.

Вношу предложение:

– Посетить историко-археологический музей-заповедник в городе Краснодаре и
познакомиться с материалами, посвященными его создателю.

– Какие будут у Вас мнения?

(Учащиеся поддерживают предложение учителя)

– Урок окончен.

Следующий: