Женщины-путешественницы и исследовательницы разных эпох


Цель:

изучить географические открытия,
совершенные женщинами
путешественницами-исследовательницами и
представить их значимость среди других
географических открытий.

Задачи:

  • Изучить географические открытия, совершенные
    женщинами в разные эпохи;
  • Оценить результаты исследований;
  • Выявить вклад женщин путешественниц и
    исследовательниц в развитие географической
    науки.

Оборудование:

компьютер и мультимедийное
оборудование.

Тип урока:

классный час.

Виды деятельности учащихся:

участие в
эвристической беседе, работа с различными
источниками географической информации, показ и
защита презентаций учащихся и их обсуждение.

Планируемый результат

Учащиеся должны:

Знатьпонимать:

имена женщин-путешественниц,
результаты исследований, их значение и маршруты
путешествий.

Уметь

показывать по картам маршруты
путешествий.

Основное содержание:

На основе рассказа
учитель знакомит учащихся с основными этапами
появления женщин-путешественниц, а учащиеся
непосредственно рассказывают о персоналях.

Акцент следует сделать на том, что
географические открытия женщинами не были
случайностью. Они состоялись потому, что для
этого созрели определенные предпосылки.

Практическая работа:

защита творческих работ
и презентаций.

Предварительная работа:

учащимся раздаются
темы для предварительной подготовки
(индивидуально или группе учащихся):

  • Женщины путешественницы — подвижницы
    христианской веры;
  • Сказочные путешественницы;
  • Женщины путешественницы 17-19 веков;
  • Путешественницы ХХ века;
  • Русские женщины-путешественницы разных эпох.

Ход урока


Деятельность учителя Деятельность учащихся
Изучение нового материала
Вводное слово учителя. О
великих путешественниках написаны тысячи книг и
сняты сотни фильмов. Эти мужчины покоряли океаны,
переходили горы, открывали новые земли и жили в
диких племенах. Но как насчет знаменитых
женщин-путешественниц?

В письменных источниках
первые путешествующие женщины упоминаются в
качестве подвижниц христианской веры. По велению
Господа шли они в разные города и страны
проповедовать учение Христа. Женщины могли
отправляться в паломничество совершенно
спокойно, это не только не возбранялось, но и
поощрялось.

1.Женщины путешественницы -
подвижницы христианской веры.

(защита
творческих проектов и компьютерных презентаций)
(Слайды 2-4) Презентация.

1.Лиссипапервая известная
амазонка.

2. Равноапостольная Мария Магдалина

3. Святая равноапостольная Нина

1. По ходу защиты творческих проектов в
виде докладов и компьютерных презентаций
остальные работают в таблицах

«Женщины,
путешественницы-исследовательницы в разные
эпохи.» (Приложение1)

Слово учителя. Что говорит
нам фольклор? Легенды, сказки, мифы, предания -
тоже, сплошь рассказывают о путешествиях мужчин:
Одиссей, Персей бороздят морские просторы;
Иванушка — дурачок идет в Тридевятое Царство,
Капитан Синбад посещает множество городов и
стран, и другие описания — примеров много! А
женщина в фольклоре может фигурировать лишь как
движущая сила путешествий: герои стремятся
встретить любовь, спасти царевну. И это
неудивительно. С древнейших времен мужчины
уходили в лес на охоту, отправлялись в военные
походы, а женщина была хранительницей очага,
занималась домом и детьми.

И все же сказки про
женщин, совершающих путешествия, есть.

2.Сказочные путешественницы. (защита
творческих проектов и презентаций) (Слайды 5-9)
1.Сказка «Снежная королева» — девочка
Герда.

2. Элли и Энни — девочки из сказки
«Волшебник страны Оз»

3. Оля и Ялок, путешествуют по Королевству
Кривых зеркал.

4. Алиса — совершает таинственное путешествие в
Страну чудес.

5. Лягушка путешественница — из рассказа
Гаршина.



2. Каждой группе или ученику вручен
оценочный лист творческого проекта с критериями,
который должен быть заполнен к концу урока. (Приложение 2)
Слово учителя. Сказки,
мультфильмы нельзя отнести только к фольклору,
так как они имеют авторов. Можно заметить: все они
написаны не более 300лет назад, «Сказка ложь, да в
ней намек:». Неспроста стали появляться
сказочные героини-путешественницы, если они
появились — значит, появились и реальные
события, свидетельствующие о подобном явлении. В
мире появились путешествующие женщины.

Появление
женщин-путешественниц тесно связано с развитием
феминизма. Это женское движение, началось в 18
столетии, его основной целью было искоренение
дискриминации прав женщин и достижения
равноправия с мужчинами. Женщины стремились
открыть себе дорогу во всем: работа, карьера,
изучение наук, возможность путешествовать.
Иногда противостояние доходило до абсурда — дамы
кидались курить сигары, пить крепкие напитки и
т.д., всем своим видом давая понять, что они ничуть
не уступают сильному полу.

Но далеко не все женщины при этом стремились к
эмансипации. Продолжая путешествовать в
неудобной одежде: кринолины, корсеты, роскошные
шляпы, женщины тем самым подчеркивали свое
стремление оставаться женщинами, показывая, что
они не имеют отношения к эмансипированным
особам, щеголяющим в мужской одежде.

3.Женщины путешественницы 17-19
веков.
(Слайды 10-14)

1. Мария Сибелла Мериан -
путешествие в Суринам, первооткрывательница
мира насекомых Южной Америки;

2. Английские женщины 19 века — Мэри Уортли
Монтегю — путешествия по Европе, Азии и Африке;
Мэри Кингсли — путешествие в Африку;

3. Александрина Петронелла Франсиска Тинне -
исследовательница Африки.

Слово учителя. В ХХ-ХХ1 веках
маршруты и исследования женщин-путешественниц
имели и имеют такое же значение и заслуживают
внимания. Однако имена большинства
путешественниц так и остаются неизвестными
широкой публике. Поэтому следующие ребята нам
расскажут о некоторых отважных девушках, которые
и коня на скаку могут остановить, и море им по
колено, и белые медведи не пугают.
4. Путешественницы ХХ века. (Слайды
15-22)

1.Кристина Хойновская-Лискевич — капитан
дальнего плавания;

2. Юнко Табей -первая покорительница Эвереста;

3. Марло Морган — прожила в племени
австралийских аборигенов 4 месяца;

4.Лив Арнесен — экспедиция в Гренландию, и Энн
Бэнкроф — первая женщина, достигшая северного
полюса.

5. Элен Макартур — одиночное кругосветное
плавание на судне под парусом;

6. Рози Суэйл-Поуп — пешее кругосветное
путешествие;

7. Школьница Эбби Сандерленд — школьница,
пересекающая в одиночку на яхте земной шар.

Слово учителя. А что же в
России есть лишь одна повсеместно известная
путешественница — отважная лягушка из рассказа
Гаршина? Конечно нет! И в нашей стране в разные
эпохи были женщины-путешественницы настоящие
исследователи, которые не ограничивались в
описании своих путешествий повествованием о том,
насколько гармонично сочетается пейзаж за окном
кареты с походным нарядом автора.
5. Русские
женщины-путешественницы разных эпох.
(Слайды
23-33) Приложение 3

1. Татьяна
Федоровна Прончищева — первая путешественница
за Полярный круг;

2. Елена Петровна Блаватская — писательница,
путешественница;

3. Александра Викторовна Потанина -
исследовательница Центральной Азии;

4. Юлия Головнина и Надежда Бертнева -
участницы экспедиции на Памир;

5. Ольга Александровна Федченко -
путешественница, выдающийся ботаник;

6. Елена Ивановна Рерих — путешественница,
востоковед, писательница.



7. Людмила Васильевна Шапошникова- историк,
этнограф, путешественница.

8. Александра Толстая — филолог, участница
экспедиции по Великому Шелковому пути;

9. Любовь Случевская — в одиночку прошла 5 стран
Африки.

6. Вклад женщин-путешественниц в
развитие географической науки.

Итоговая
беседа, дополнения и коррекционная работа. По
результатам заполненной таблицы «Женщины,
путешественницы-исследовательницы в разные
эпохи»
делается вывод.

Вывод:

Итак мы видим, первыми
путешественницами, отвоевавшими у мужчин право
самостоятельно ездить по свету и вступать в
члены географических сообществ с собственными
открытиями, стали англичанки, и случилось это в
ХУШ веке.

Однако вслед за ними колесить по миру начали и
женщины из других стран, и к концу Х1Х века
женщина-путешественница, уже никого не удивляла.

Женщин среди путешественниц много, но до сих
пор о них мало пишется, и снимается фильмов.

II. Закрепление изученного
материала
(по вопросам).

1. Покажите на карте
маршруты путешествий женщин.

2. Каков вклад русских женщин в развитие
географической науки?



III. Домашнее задание (по
выбору)

1. Составить рецензию на одну из
творческих проектов.

2. Составить список географических объектов,
названных в честь русских женщин-путешественниц.




Следующий: