Зеркало. Построение изображений в плоском зеркале

Цели урока

:

– учащиеся должны знать понятие зеркало;
– учащиеся должны знать свойства изображения в плоском зеркале;
– учащиеся должны уметь строить изображение в плоском зеркале;
– продолжить работу по формированию методологических знаний и умений, знаний о
методах естественнонаучного познания и уметь применять их;
– продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений
при работе с физическими приборами;
– продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию
умения строить индуктивные выводы.

Организационные формы и методы обучения

: беседа, тест, индивидуальный
опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах.

Средства обучения:

Зеркало, линейка, ластик, перископ, мультимедийный
проектор, компьютер, презентация (См. приложение 1).

План урока

:

  1. Проверка д/з (тест).
  2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с
    учащимися.
  3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
  4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
  5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Проверка д/з (тест).

(Учитель раздает карточки с тестом.)

Тест: Закон отражения

  1. Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 150.
    Чему равен угол отражения?
    А 300
    Б 400
    В 150
  2. Угол между падающим и отраженными лучами равен 200. Каким
    будет угол отражения, если угол падения увеличится на 50?
    А 400
    Б 150
    В 300

Ответы для теста.

Номер задачи Правильный вариант ответа
№1 В
№2 Б

Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность
выполнения, сверив ответы с эталоном. Поставьте оценки, учитывая критерии оценок
(ответы записаны на обратной стороне доски).

Критерии оценок за тест

:

на оценку “5” – все;
на оценку “4” – задача № 2;
на оценку “3” – задача № 1.

Учитель: Вам была на дом задача № 4 Упр.30 (учеб. Перышкин А.
В.) исследовательского характера. Кто справился с этим заданием? (Ученик
работает у доски, предложив свою версию.
)

Текст задачи

: Высота Солнца такова, что его лучи составляют с горизонтом
угол 400. сделайте чертеж (рис.131) и покажите на нем, как нужно
расположить зеркало АВ, чтобы “зайчик” попал на дно колодца.

2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с
учащимися

.

Учитель: Сейчас вспомним основные понятия, изученные на
предыдущих уроках, и определимся с темой сегодняшнего урока.

Поскольку ключевое слово зашифровано в кроссворде.

Вопросы к кроссворду:

1) попадание небесного объекта в тень другого объекта

2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника

3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами
не светятся

4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном
распространении света

5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света

6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света

7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут
меняться местами

Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Приложение. Слайд 1.

Учитель: На какие вопросы вы бы сегодня хотели получить ответы,
учитывая тему урока?

(Дети задают вопросы. Учитель подводит итог, ставя, таким образом, цели
урока.)

Учитель:

  1. Изучить понятие “зеркало”. Выявить виды зеркал.
  2. Узнать, какими свойствами оно обладает.
  3. Научиться строить изображение в зеркале.

Слайд 2.

3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.

Деятельность учащихся: слушают и запоминают материал.

Учитель: приступаем к изучению нового материала, следует
сказать, что зеркала бывают следующие:

Слайд 3.

Учитель: Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало.

Учитель: Плоским зеркалом (или просто зеркало)
называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет

Учитель: Запишите в тетрадь схему и определение зеркала.

Деятельность учащихся: выполняют записи в тетраде.

Учитель: Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале.

Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за
зеркалом, там, где его на самом деле нет.

Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное
участие.
)

Слайд 4.

S – точечного источника света
MN – зеркальную поверхность
На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2
По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом:
SO под углом 00,
SO1 под углом β1
= α1,
SO2 под углом β2 = α2
В глаз попадает расходящийся пучок света.
Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1.
В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1.
Эта точка называется мнимым изображением точки S.

Слайд 5. (Экспериментальная деятельность учащихся.)

Опыт 1.

У вас на столе имеется маленькое зеркало. Установите его в
вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите
ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так,
чтобы ноль был у зеркала.

Задание

. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (Вопросы части А.)

Учащиеся формулируют вывод:

мнимое изображение предмета в плоском зеркале
находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом

Слайд 6. (Экспериментальная деятельность учащихся.)

Опыт 2.

А теперь возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль
ластика.

Задание

. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (вопросы части Б)

Учащиеся формулируют вывод:

размеры изображения предмета в плоском
зеркале равны размерам предмета.

Задания к опытам.

Часть А
  1. Определите, на каком расстоянии находится предмет перед
    зеркалом?
  2. Определите расстояние, на котором изображение находится за
    зеркалом?
  3. Какое это изображение ?
  4. Сделайте вывод.
Часть Б
  1. Определите высоту предмета.
  2. Определите высоту изображения.
  3. Сделайте вывод.

Слайд 7. (Экспериментальная деятельность учащихся.)

Опыт 3.

На ластике справа поставьте черту и разместите его снова перед
зеркалом. Линейку можно убрать.

Задание

. Что вы увидели?

Учащиеся формулируют вывод:

предмет и его изображения являются фигурами
симметричными, но не тождественными

4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.

Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских
зеркал
, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь.

Слайд 8. (Учащиеся записывают свойства зеркал в тетрадь.)

  • Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же
    расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
  • Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам
    предмета.
  • Предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не
    тождественными.

Учитель: Внимание на слайд. Решаем следующие задачи (учитель
спрашивает ответ у несколько ребят, а затем один учащийся излагает ход своих
рассуждений, опираясь на свойства зеркал).

Деятельность учащихся: активное участие в обсуждении анализа задач.

Слайд 9.

1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от
зеркала он видит свое изображение?
А 2м
Б 1м
В 4м

2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии
от себя он видит свое изображение?
А 1,5м
Б 3м
В 1м

5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.

Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его
свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше
указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель
работает на доске, учащиеся в тетради.
)

Слайд 10.

Правила построения изображения Пример
  1. К зеркалу прикладываем линейку так, чтобы одна сторона прямого
    угла лежала вдоль зеркала.
  2. Двигаем линейку так, чтобы точка, которую хотим построить лежала
    на другой стороне прямого угла
  3. Проводим линию от точки А до зеркала и продляем ее за зеркало на
    такое же расстояние и получаем точку А1.
  4. Аналогично все проделываем для точки В и получаем точку В1
  5. Соединяем точку А1 и точку В1, получили
    изображение А1В1 предмета АВ.

Итак, изображение должно быть таким же по размерам, как и предмет,
находиться за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед
зеркалом.

6. Подведение итогов урока.

Слайд 11.

Учитель: Применение зеркала:

  • в быту (по нескольку раз в день мы проверяем, хороши мы выглядим);
  • в автомобилях (зеркала заднего вида);
  • в аттракционах (комната смеха);
  • в медицине (в частности в стоматологии) и во многих других сферах,
    особый интерес представляет перископ;
  • перископ (применяют для наблюдения с подводной лодки или из окопов),
    демонстрация прибора, в том числе и самодельного.

Слайд 12.

Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?

Что такое зеркало?

Какими свойствами оно обладает?

Как построить изображение предмета в зеркале?

Какие свойства учитываем при построении изображения предмета в зеркале?

Что такое перископ?

Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 13.

Домашнее задание: §64 (учеб. Перышкин А. В. 8 класс), записи в тетради
изготовить перископ по желанию № 1543, 1549, 1551,1554 (задачник Лукашик В. И.).

Слайд 14.

Учитель: Продолжите фразу …

Рефлексия:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Сегодня на уроке мне не понравилось …

Выставление оценок за урок (выставляют учащиеся, объясняя при этом, почему
ставят именно такую оценку).

Используемая литература :

  1. Громов С. В. Физика: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/
    С. В. Громову, Н. А. Родина. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Зубов В. Г., Шальнов В. П. Задачи по физике: Пособие для
    самообразования: Учебное руководство.– М.: Наука. Главная редакция
    физико-математической литературы, 1985 г.
  3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в
    средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Колтун М. Мир физики. Издательство “Детская литература”, 1984.
  5. Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е.
    Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2004.
  6. Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В.
    П. Орехова и А. В. Усовой. М.
    , “Просвещение”, 1976.
  7. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
    заведений.– М.: Дрофа, 2007.

Следующий: