Земля — наш общий дом

Продолжительность вечера — 45 минут.

Место проведения: актовый зал.

Оформление: на сцене и стенах зала
размещены стенгазеты, плакаты, афоризмы,
призывающие беречь природу; музыка (по выбору
организаторов вечера).

Оборудование: столы для членов жюри
и участников конкурсов.

Ведущий:

- Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!
Здравствуйте, поля, леса, реки, озера!
Здравствуйте, птицы!

Если бы человек вот так здоровался каждый день
не только с родными и знакомыми, но и со всеми
живыми существами, окружающими его, может быть,
до сих пор на Земле жили бы все те животные и
растения, которых мы уже никогда не увидим, так
как люди уничтожили их.

Уничтожение природы продолжается и сейчас. При
этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет
получить больше денег, продав редкое животное
или его мех; кто-то охотится в свое удовольствие,
а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы,
убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу,
развлекаясь таким образом. И когда слышишь:
человек – царь природы, спрашиваешь: «А что он
представляет собой без природы – без воздуха,
воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев
– человек?».

Все это щедро дает людям природа и не просит
взамен никакой платы, только ждет от нас
бережного, доброго отношения к себе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

- Ребята, наше сегодняшнее мероприятие
посвящено охране природы. Все человечество
тревожат данные ученых-исследователей об
ухудшении экологической обстановки на земном
шаре. Мы должны научиться беречь животных,
растения, озера, реки и леса – все, что окружает
нас.

Мы должны стараться постигать тайны природы.
Давайте получше узнаем окружающий мир, а узнав –
по-настоящему полюбим его, а полюбив – будем
беречь.

Этой цели посвящен наш сегодняшний
экологический вечер. В нем принимают участие 3
команды по 5 участников в каждой, а также
зрители-болельщики. (Ведущий представляет
команды, членов жюри и учеников, помогающих вести
вечер, зачитывает условия оценки членами жюри
конкурсных заданий).

- Вниманию команд предлагается I конкурс –
экологический тест. Каждая команда должна
ответить на вопросы теста в течении 10 минут и
сдать его в судейскую коллегию. Пока участники
выполняют задания, проведем игру со зрителями.
Заработанные очки за правильные ответы
болельщики зачисляют в актив своей команды.

Итак, игра « Поле чудес».

Задание 1. «Охрана окружающей
природы».

Назовите слово из 8 букв, которое отражает
следующее определение: «Территории, на которых
охраняются отдельные природные компоненты».

(Ответ: заказник)

Задание 2.

Кому принадлежит следующее высказывание: «Рыбе
– вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а
человеку нужна Родина. И охранять природу -
значит охранять Родину!» Назовите фамилию
замечательного писателя, большого любителя
природы, состоящую из 7 букв.

(Ответ: Пришвин)

- Помните, наша Родина, ее процветание зависит
от каждого из нас.

1-ый ученик:

Откуда начинается Россия?

С Курил? Камчатки или Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба,

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

2-ой ученик:

Три клада у природы есть: вода, земля и воздух.

Из всех природных ресурсов нашей планеты самое
большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы
должны беречь землю, заботиться о ней, умножать
ее плодородие. А земля сегодня изрезана,
истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные,
радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так,
например, только за 90 лет разлагается в земле
консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет –
фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый
пакет.

3-ий ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая,
что ты такое. Ты не просто необходима для жизни,
ты и есть жизнь!» Так говорил о воде известный
французский писатель, летчик Антуан де
Сент-Экзюпери. К сожалению, состояние воды
вызывает большую тревогу не только ученых, но
всех людей нашей Земли.

Многие реки, ручьи превратились в сточные
канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся
непригодными для питья подземные источники,
потому что «передовой» метод добычи нефти в
Башкирии (закачка соленой воды в нефтяные пласты
с целью повышения нефтеотдачи) привел к
уничтожению многих чистых родников.
Загрязнителями воды являются и химзаводы, и
животноводческие фермы, и несанкционированные
городские свалки, которые появляются в любом
месте, а также у водоемов.

Человек, потребляя неочищенную воду,
подвергает свое здоровье опасности: в настоящее
время в наших водопроводах выделено более 2100
различных видов загрязнений (включая бактерии и
вирусы), вызывающие серьезные болезни.

Ведущий:

Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не
плюй в колодец, пригодится воды напиться»,
которой россияне следовали на протяжении многих
веков, и которая, к величайшему сожалению, нами
напрочь забыта и игнорируется.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

1-ый ученик:

Не может человек прожить без чистого воздуха. В
настоящее время он не соответствует норме в 187
городах России, в которых проживают 65,4 миллиона
человек. В атмосфере присутствует химический
коктейль из взвешенных веществ: диоксида азота,
бензопирена, формальдегида, фенола, фторид
водорода, этилбензола и многих других
компонентов, вызывающих заболевания дыхательной
и нервной систем, ослабление памяти и
онкологические заболевания. Такова
неутешительная картина на сегодняшний день в 66
городах, где максимальные концентрации
превышают 10 ПДК.

Ведущий

(обращается к командам):

- Время, отведенное на экологический тест,
закончено, пожалуйста, передайте ответы в жюри.
Переходим ко II конкурсу «Что мы знаем об охране
окружающей среды». (Командам раздаются карточки,
на которых написаны задания).

Задание 1.

К определению левого столбика
подберите понятие из правого и напишите ответы
парами цифр (например, 1 – 1 и т. д.)

1. На охраняемой территории допускается
посещение туристов.

2. Ценный в природном отношении объект (озеро,
дерево, скала, пещера).

3. Специально выделенная территория, где
полностью запрещена хозяйственная деятельность.

4. Особо охраняемая природная территория, где в
естественном состоянии сохраняется природа.

1. Заказник

2. Заповедник

3. Памятник природы

4. Национальный парк

(Ответы: 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1)

Задание 2.

Какие законы приняты в России,
Башкортостане (или своем регионе) об охране
окружающей среды?

Задание 3.

Назвать международные
экологические даты, акции, призывающие людей
Земли обратить внимание на глобальные проблемы.

Ответы: Акции:

а) 31 мая – Международный день борьбы с курением.

б) 20 октября – День отказа от курения.

в) 1 июня – День защиты детей.

г) 1 марта — День борьбы с наркоманией.

д) 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом и
другие.

Даты:

1) 22 апреля – День Земли.

2) 16 сентября — Международный день защиты
озонового слоя.

3) 5 июня – Всемирный день окружающей среды и
другие.

- Пока команды выполняют эти задания, вновь игра
со зрителями. (Помощники ведущего задают
болельщикам вопросы на темы: заповедники и
памятники природы, экологические проблемы,
поднимаемые в народном творчестве и другие).

Ведущий:

- Команды сдали свои ответы членам жюри и готовы
участвовать в следующем конкурсе «Знатоки
устного народного творчества». Этот конкурс
состоит из 3-х заданий (командам раздаются
карточки с заданиями):

1. Прочитав перевертыш, отгадайте пословицу.
Например, перевертыш: «Слон хвоста не затупит»,
отгаданная пословица: «Комар носа не подточит».

2. Назовите 3 пословицы, поговорки о природе.

3. Изобразите пантомимой пословицу так, чтобы
зрители отгадали ее. За верно угаданную
пословицу команда получает 3 балла.

- Пока команды готовятся, мы хотим сделать
сообщение о том, что недавно был проведен
городской конкурс творческих работ по теме
«Экология природы – экология души». Наши ученики
приняли в нем участие. Вот что написала в своем
сочинении ученица 11 Б класса Романова Марина:
«Вся природа: дерево в сквере, ромашковая поляна
среди домов нового микрорайона – все это
принадлежит всем нам. Мы хозяева лесов, речек,
прудов – всего живого, прекрасного украшения
земли. Но если мы хозяева, то, конечно же, и
защитники, потому что нельзя не платить за добро
ответным добром. Бездумно спиленный тополь,
затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных
цветов – все это удар по запасам природных
богатств. А ведь они не безграничны.

Нужно помнить, что каждое дерево – это наше
дыхание, а значит, здоровье. Каждый должен
осознать простую истину: нанося вред окружающей
среде, мы тем самым вредим самим себе, делаем нашу
жизнь серой и унылой».

1-й ученик:

Все мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу
перед потомками. Однако, порой и взрослые, и дети
беззаботно, расточительно ведут себя по
отношению к ней. Бездумное, бесхозяйственное
отношение к природе приносит большие беды:
гибнут легкие планеты – леса. Ежегодно в России
сгорает от 1 до 7 миллионов га лесов, 80 % лесных
пожаров происходит по вине человека. Гибнут
звери и птицы. Исчезли с лица Земли лесные слоны,
носороги, саблезубый тигр, мамонт и другие. По
данным Международного Союза охраны природы с 1600
года на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида
млекопитающих: птица моа (Новая Зеландия), дронт
(о.Маврикий в Индийском океане), бескрылая
гагарка (Исландия) и другие, тарпан (дикая лошадь),
зебра квагга, сумчатый волк, морская корова
Стеллера и много других.

2-й ученик:

Сберечь и сохранить флору и фауну Земли для
потомков – важнейшая задача человечества.
Неслучайно ребята сочиняют частушки об
экологическом бедствии природы. (Ученики
исполняют свои куплеты).

Ведущий:

Ребята! Многие писатели и поэты пишут о природе.
Она поражает нас своим богатством и
великолепием.

Уникален и наш башкирский край. Мы гордимся
древним Уралом, его лесами, озерами, реками,
водопадами. Увидеть эту красоту мы можем,
соприкоснувшись с природой. «Жизнь прекрасна
потому, — как сказал Н.М.Пржевальский, — что можно
путешествовать». Есть все возможности совершать
увлекательнейшие походы по своему родному краю.
Путешествуйте, узнавайте мир вокруг вас, любите и
берегите природу!

3- й ученик:

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться.

Так пусть вперед зовет нас гром

И пусть нам молния светится.

Теперь слово участникам III конкурса. (Участники
угадывают пословицы по предложенным
перевертышам, называют поговорки о природе,
изображают пантомимой пословицы).

- Призывом «Спасем нашу Землю» заканчивается
последний, IV конкурс соревнующихся команд. В
качестве домашнего задания было предложено
нарисовать экологический плакат, который
участники должны защитить перед зрителями и
жюри. Члены жюри учитывают актуальность
выдвинутой проблемы, содержательность,
эмоциональность выступления. На защиту плаката
каждой команде дается 1 минута, (Один
представитель команды поднимается на сцену к
своему плакату, который является оформлением
сцены).

Ведущий:

Ребята! Сегодня на экологическом вечере мы
узнали, как важно сберечь природу нашей Родины
для нас и наших потомков. Мы должны быть
патриотами своего Отечества. (Ученики,
помогающие ведущему, призывают всех участников
вечера беречь природу и предлагают высказать
свои предложения по улучшению окружающей среды
своего города).

В конце мероприятия ведущий предоставляет
слово судейской коллегии. Жюри подводит итоги
всех конкурсов, объявляется победитель,
участникам вручаются памятные призы.

Вечер заканчивается коллективным исполнением
песни о природе, о башкирской красавице реке
Белой в сопровождении гитары (автор В.Мамаев):

От заката до восхода

Вьется дым от теплохода,

А река буруном белым

И названье реки Белая.

С другом мы идем в походы,

В лоно, так сказать, природы,

Но до этого нет дела

У реки с названьем Белая.

Припев:

Белое устье Белой реки,

Белое облако, белые стихи,

Белые чайки белы и легки –

Белая речка, Белая.

Белое утро Белой реки,

Белый платок смуглой руки,

Белые волны, как островки –

Белая речка, Белая.

С другом мы навек бродяги,

Горожане-доходяги,

Лагерь с ним рукой умелой

Разобьем у речки Белой.

От костра так пахнет летом,

Горьким медом, сладким цветом,

Дым девчонкой в платье белом

Уплывает над речкой Белой.

Припев.

Утром встанешь рано-рано

И по пояс по туману

Побежишь, как угорелый

Искупаться в речке Белой,

А река как мать родная,

Молоком парным встречая,

Обжигая, нас согреет

И белеет, и белеет.

Припев.

Следующий: